Закон «О медиа»: Как свобода слова на Украине оказалась под угрозой
Автор Telegram-канала «Брюссельский стукач» выяснил, почему чиновники Украины пытаются узаконить цензуру в стране, игнорируя недовольство местного населения и отрицательную реакцию Запада.
Автор Telegram-канала «Брюссельский стукач» выяснил, почему чиновники Украины пытаются узаконить цензуру в стране, игнорируя недовольство местного населения и отрицательную реакцию Запада.
Несоответствие закона «О медиа» нормам Евросоюза
Над украинским законом «О медиа» сгущаются тучи. Скандальный законопроект вызывает больше возмущения, чем положительных откликов. Защищают инициативу только ее авторы – депутаты президентской партии «Слуга народа», а также подконтрольные им эксперты и юристы. Однако в украинском обществе зреет недовольство. Есть конкретные вопросы и в Евросоюзе, членом которого пытается стать Украина.
В минувшую пятницу с резким заявлением выступили в Национальной ассоциации украинских медиа, куда входят более 100 телерадиоорганизаций из разных регионов Украины. Глава правления ассоциации Татьяна Котюжинская раскритиковала законотворческую инициативу украинских депутатов за номером 2693-д.
По ее словам, он приведет к тому, что любой телеканал, интернет-сайт запросто лишатся лицензии либо регистрации. Это может произойти в течение одного дня или за 16 дней при самом «наихудшем» раскладе, если законопроект все-таки одобрят.
«Сегодня юристы разработчики законопроекту 2693-д будут утверждать обратное и убеждать всех, что «все будет хорошо» и «хуже, чем сейчас, быть не может». Дискуссии у нас с ними не получится, поскольку они ее всячески избегают. Даже онлайн-обсуждения законопроекту пытаются проводить без тех юристов, кто придерживается противоположного мнения», – подчеркнула Котюжинская.
Кроме этого, местными чиновниками не учитывается ряд рекомендаций Евросоюза. В Офисе Совета Европы указывают на невыполнение обязательств со стороны Украины, которая до сих пор не привела в соответствие свои медийные законы со стандартами ЕС и положениями Директивы об аудиовизуальных медиауслугах.
«Учитывая международные обязательства Украины, важно, чтобы законопроект полностью соответствовал стандартам Совета Европы и положениям Директивы ЕС об аудиовизуальных медиауслуг - стоит либерализовать регулирование онлайн-медиа и печатной прессы, а также предоставить дополнительные гарантии от возможных злоупотреблений при применении санкций (таких, в частности, как блокировка онлайн-медиа)», – говорится на странице Офиса Совета Европы в «Фейсбуке».
Помимо самой Директивы в сообщении СЕ приводится перечень из более 20 международных документов и деклараций, нарушенных при подготовке текста «О медиа», в том числе о политическом влиянии на независимые медиа и журналистов. Интернет-свободе, защите журналистики и безопасности журналистов, защите свободы слова и информации в Интернете и онлайн-медиа.
Вызывает интерес и мнение, озвученное одним из экспертов СЕ Криштины Розгони. В частности, она привела неудачные законы в сфере регулирования онлайн-платформ, принятые в Германии и Франции. Сегодня некоторые из них критикуются или признаются несоответствующими конституции. Речь идет о строгих мерах в отношении контента, распространяемого в социальных сетях и на других интернет-сайтах. К примеру, информация, касающаяся терроризма и экстремизма, должна удаляться в течение часа. В противном случае, издания могут получить штраф в размере 4 процентов от прибыли.
Next, @RozgonyiKriszta discusses the intersection of AI and media pluralism.
— OSCE media freedom (@OSCE_RFoM) March 10, 2020
Focusing on platform dominance and the use of AI by media industries, she explains how they affect media diversity and plurality, and stresses that AI needs to be accessible to all. #SAIFE #AIFreeSpeech pic.twitter.com/9d4ElPpgIV
«Этот закон признал неконституционным верховный суд Франции. Также Еврокомиссия признала, что он идет вразрез с европейскими нормами», – подчеркнула Розгони.
От свободы слова до цензуры два законопроекта
Изначально проект закона «О медиа» в украинском парламенте зарегистрировали в конце декабря 2019 года. Документом предусматривалось регулирование деятельности телерадиовещания, печатных изданий, онлайн-медиа, других сервисов и платформ информации.
Закон вызвал неоднозначную реакцию в обществе, и 19 мая 2020 года Верховная рада отправила его на повторное первое чтение. Проект претерпел существенные изменения, но это только усилило недовольство среди украинцев. Недавно более 100 журналистов и экспертов подписали открытое письмо президенту Украины Владимиру Зеленскому, руководству Верховной рады и европейским партнерам Украины, в котором призвали не поддерживать законопроект, который, фактически, вводит цензуру. Сейчас число сторонников его отмены увеличилось до двухсот.
И старая, и новая версия законотворческой инициативы критиковалась в ОБСЕ. С участием представителя этой организации по свободе СМИ Арлема Дезира в феврале подготовлены два отчета, где говорилось о несоответствии многих положений международному законодательству.
В частности, указывалось на размытые формулировки в разделе об ограничениях, налагаемых на СМИ. При этом Дезир склонен считать, что давление на медиасообщество является одним из «инструментов цензуры», которые государственные власти могут использовать в отношении неугодных поставщиков информации.
Сам законопроект официально не опубликован. С отдельными его выдержками можно ознакомиться только на страницах украинских изданий, неформально получивших доступ к тексту. Исходя из прочитанного, можно сделать вывод, что информационную опричнину будет осуществлять Национальный совет по телевидению и радиовещанию. Он наделяется неограниченной властью, казнит и милует не только СМИ, а любых поставщиков информации: блокирует медиапродукты, устанавливает штрафы или запреты на дальнейшую деятельность даже онлайн-кинотеатров.
Особое внимание уделяется советскому прошлому Украины. На законодательном уровне может оказаться запрещенным любой положительный контент о руководителях или должностных лицах в советский период, несмотря на то, что среди политических деятелей немалое число бывших высокопоставленных лиц в коммунистической партии. Есть и руководители отделов по агитации и пропаганде, например, первый президент независимой Украины Леонид Кравчук или небезызвестный Александр Турчинов.
Устанавливается запрет на любые публичные положительные отзывы о националистах. Угроза нависла над такими «героями», как Роман Шухевич и Степан Бандера, являющихся кумирами многих тысяч украинцев.
Основные усилия в законопроекте сосредоточены на современной России. При этом сообщается, что конкретного упоминания «Российская Федерация» авторы инициативы избежали, заменив его словосочетаниями «государство-агрессор» и «его правопреемники». Запрещены любые публикации о России, ее должностных лицах или организациях в положительном ключе. Такие материалы будут рассматриваться как пропаганда, призывы к насильственному нарушению территориальной целостности. Это касается и «неверных» суждений о воссоединении Крыма или событиях на юго-востоке страны.
Попытки оправдать медийные «репрессии»
Пока в Верховной раде не торопятся что-то менять. Обращения журналистов местных СМИ, общественных и медийных организаций Украины, а также международного сообщества остаются без внимания.
А большинство украинских СМИ (как будто закон уже действует) расхватывают на цитаты высказывания авторов-законотворцев, оправдывающих свое детище. Так, по словам председателя комитета Верховной рады по вопросам гуманитарной и информационной политики Никиты Потураева, никакая цензура и «драконовские меры» в «О медиа» не прописаны. Наоборот, журналистам и СМИ выгодно его принятие, так как им «не смогут отказать в аккредитации, а зарегистрированные онлайн-медиа смогут рассчитывать на институциональные гранты от государства».
В защиту закона выступает и его заместитель Евгения Кравчук, по мнению которой законодательство в области СМИ морально устарело и «не выдерживает испытания временем», а потому реформа явно назрела.
Чтобы снизить накал в обществе на онлайн-площадках регулярно проводятся дискуссии с привлечением украинских экспертов-юристов, политиков и журналистов. Последние такие дебаты состоялись 8 июля, где выступал Потураев, а также зарубежные консультанты, специализирующиеся на связях с общественностью.
Разговор выдался не из легких, однако депутаты из «Слуги народа» терпеливо отвечали на каверзные вопросы. И все же Потураев не дождался окончания конференции и отключился раньше остальных. Уже вечером на личной странице в «Фейсбуке» он опубликовал пост, где обвинил критиков своего законопроекта в «кремлевской пропаганде».
Кто закручивает «медиагайки» на Украине
Сегодня в партии «Слуга народа» продолжают выступать в защиту законопроекта, заявляя об отсутствии в нем репрессивных мер и утверждая, что новаторские идеи вызывают только понимание и поддержку на Западе.
Все это довольно спорно и неоднозначно. Однако вот какой вопрос продолжает интересует журналистскую братию на Украине. Кто все-таки является главным инициатором ужесточения требований на онлайн-рынке – Европа или Украина?
Дело в том, что закон Потураева и его команды предполагает несколько частей. В первой говорится о регулировании аудиовизуальных услуг и других обязательствах, взятых Киевом на себя в рамках процесса евроинтеграции. А другая предусматривает тотальный контроль государства над поставщиками информации и набор прелестей в виде штрафов, санкций и блокировок для нарушителей.
Старший советник Центра регулирования в Европе (специальный европейского органа по регулированию цифровых индустрий), а также эксперт Европейской комиссии, Совета Европы Жан-Франсуа Фюрнемон считает, что на Западе отсутствует практика, когда в закон о СМИ включают и других медиапоставщиков.
http://www.youtube.com/watch?v=mVIyXqkTF7A
«Обычно в Европе не практикуется включать онлайн-медиа в одно целое с регулированием аудио-визуальных медиа. Поэтому я бы посоветовал не делать этого. Если это сделано, я думаю, регулирование должно быть ограничено до строгого минимума, который может сводиться к простой регистрации, кто несет ответственность за эту публикацию и эти незаконные действия. Конечно же, не должно быть дальнейших обязательств по контенту, которые налагаются на онлайн-медиа. Потому что это не является европейской практикой и выходит за пределы директив, которые предписывают применять нормы только к аудиовизуальным медиа».
Не исключено, что европейские партнеры не требуют ужесточения контроля в отношении онлайн-медиа. Авторами реформаторских идей являются украинские чиновники и депутаты президентской партии.
Защита от нежелательной информации
Можно предположить, что за новой версией законопроекта стоит попытка властей Украины заткнуть рот неугодным журналистам, блогерам, а также контролировать имеющуюся в открытом доступе информацию. Другими словами, «О медиа» предоставляет защиту, только не украинским СМИ, а государству от независимых СМИ и альтернативной точки зрения.
В свое время Фридрих Великий, известный своими талантами и цитатами, говорил:
«Мы с моим народом пришли к соглашению: они будут говорить, что пожелают, а я буду делать, что пожелаю».
Проецируя высказывание прусского короля на ситуацию в современной Украине, можно сказать, что власти уже несколько лет подряд делают, что пожелают, а вот у народа прав становится все меньше. Скоро и возможность свободно выражать свои мысли может исчезнуть.
