Главные новости Симферополя
Симферополь
Апрель
2022

Как жили кубанцы в военные годы

0

Приговор под аплодисменты

Очередной период, с которым мы продолжаем большой проект, — Великая Отечественная война. В этот раз первой заказываю у архивистов краевого Госархива газету «Красноармеец» Красноармейского района за 1943 год. Именно так издание обозначено в списке кубанской периодики военных лет. Но это… ошибка. На колонтитуле написано: красноармейская газета, то есть газета Красной Армии. Издание публиковало статьи и заметки о военных операциях на разных участках фронта и событиях, связанных с околовоенной темой. К нашему региону не имеет отношения. Никаких выходных данных, нет адреса редакции. Письма туда можно было слать лишь «до востребования».

Хочу вернуть подшивку, но зачем-то открываю ее прямо посередине — и в номере за 19 июня вижу целый «подвал» о Краснодаре! Сколько я потом ни листала «Красноармейца», больше упоминаний о нашем городе или крае не встретила. Но уже одна эта заметка — ценная находка.

«А ехать мне некуда, приеду к вам»

Не оставляет равнодушным передовица «По пути Ильича» от 29 декабря 1943 г. «Приезжай, примем как родного». Из-за ветхости газетной страницы плохо видно текст, приводим его содержание.

Жителю Горячего Ключа Ивану Алексеевичу Василенко пришло письмо от сослуживца его сына, который лечил ранение в каком-то «северном» госпитале. Сохраняем орфографию и пунктуацию издания: «Дорогой Иван Алексеевич! Не удивляйтесь что я незнакомый вам человек пишу это письмо. Все время в боях я был рядом с Вашим сыном Дмитрием. Он — мой лучший боевой товарищ, и вы мне тоже родной, как Дмитрию. Скоро я заканчиваю свое лечение в госпитале, а ехать мне некуда — дом мой еще оккупирован немецкими гадами. Если не возражаете, я приеду к вам, как к родным. С боевым приветом, Панасенко». Газета приводит и ответ Ивана Алексеевича:

Табак «тик-кулак»

Судя по газетным публикациям военных лет, огромное значение у нас придавали табаководству. До оккупации края фашистами отрасль работала с двойной отдачей: запрос от Красной Армии был огромный.

Кстати, впервые табаководством у нас занялись в Темрюкском уезде в 1864 году в станице Таманской. А к сороковым годам XX века край стал крупнейшей табаководческой территорией. «На Кубани и Черноморском побережье разводили высокосортный папиросный табак, который назывался турецким, или восточным. К нему относились желтые табаки типа «трапезонд» и «самсун». Наиболее распространенный — «трапезонд», его разновидности «асорт» и «тик-кулак»», — пишет В. Ратушняк в своей книге «Сельскохозяйственное производство Северного Кавказа в конце XIX — начале XX вв.»

«Конский состав Красной Армии»

Все для фронта, все для Победы! Даже сено. Милая бесхитростная заметка показывает еще одну сторону жизни селян в войну.

Автор Ганашек несколько переборщил со зрительными образами в последнем абзаце, но патриотический настрой публикации очень даже понятен.

Соль войны

Чем еще жили в войну. Славянская газета «Колхозный путь» от 10 мая 1942 года перепечатала заметку коллег из краснодарской газеты «Большевик».

За крохотным сообщением — целая веха в истории Горячего Ключа, о которой мало кто сейчас помнит, разве что старожилы местные. Примерно в 3 км на юго-востоке от курортного города расположена долина реки Соленой. В ее верховье — урочище Соленый Яр с минеральными источниками, из вод которого в тяжелые годы Гражданской и Отечественной войн выпаривали соль. Тяжелейший труд. В интернете выложено много роликов пеших или велосипедных натуралистов, которые ставят перед собой цель: добраться до реки Соленой, чтобы узнать, солена ли она. Зря стараются. Река названа по урочищу, и вода в ней пресная.

Подозрительная шестерка

Где именно произошел этот случай и чем дело закончилось, нам уже не узнать. Прелюбопытной историей порадовал славянский «Колхозный путь» за октябрь 1943 года.

Анна, Лена, Нина и гиагинский лес

Все знают, что тыл держался на женщинах. Надо лес рубить, пока мужчины воюют? Пожалуйста!

Заметка опубликована 18 января 1944 года в газете «Сталинское Знамя», которая выходила в Адыгейской автономной области. В военные годы Адыгея входила в состав Краснодарского края.

Пятая колонна, или История повторяется?

Автор «КИ» рассказала о неожиданном газетном артефакте.

Районных кубанских изданий в годы войны выпускалось не очень много, но все же есть из чего выбрать. Почему же мне так «повезло», когда я решила заказать у архивистов «Ейскую газету»? Мало того, что можно работать только с одной подшивкой (при этом время ожидания заказа из фондов может занять 15-40 минут), так еще недоумеваешь, когда видишь «это»…

Передо мной на стол легли два сохранившихся номера за 1942 год, и сразу захотелось присвистнуть. Но я не умею, да и в читальном зале делать это не очень хорошо. Читаю шапку: «Русский орган немецких и русских учреждений». А рядом жирненько так: «Под редакцией местного коменданта». Уже этого достаточно, чтобы понять: боевой листок фашистов во всей красе. Страницы наполнены донесениями германской армии и рапортами об ее успехах. То там, то сям прославление фюрера и пожелания ему многая лета.

По закону, мы не имеем права публиковать фото этих газетных страниц. Да и вообще, сначала хотелось не упоминать их, отправить в «исторический бан». Но все же прошлое не выкинуть — его необходимо помнить. Особенно сейчас, когда мы наблюдаем те же приемы информационной войны, что практиковали нацисты во время Второй мировой.

На современную Россию снова направлен один из методов, обоснованных и примененных Гитлером, — метод большой лжи. Его суть в том, что люди в большую ложь верят охотнее, чем в маленькую, поскольку им в голову не придет, что можно обманывать настолько бессовестно, так по-крупному. Агрессивная подача, простые формулировки. Сейчас для многих в мире Россия страна-агрессор? Но вот смотрите: ровно 80 лет назад «Ейская газета» в «бесчеловеческом, жестоком, еврейском терроре» обвинила… «невыносимый большевизм»!

А это призыв со страниц издания: «Освобожденные жители России, смотрите, чтобы ваши руки были в движении. Работайте! Работайте с нами, немцами…»

Как нас «освобождали» фашисты, мы хорошо знаем. Страшно, что в этом участвовали и наши соотечественники. Предатели были всегда — сейчас это так называемая пятая колонна, — но как-то особенно тоскливо стало от фамилии «ответственного за выпуск» газеты — Воронцов. Граф-меценат Михаил Семенович Воронцов, который гнал Наполеона, нервировал Пушкина и осваивал Крым, наверное, сделал не один виток в гробу, пока его однофамилец (а возможно, и потомок) сотрудничал с фашистами.

Фото: Елена Дубова




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus
















Музыкальные новости




























Спорт в Крыму

Новости спорта


Новости тенниса