В пересчёте на рули. Кто сможет позволить себе покупку машины?
Желающих купить автомобиль в стране много, а возможностей сделать это всё меньше: цены растут, авто-кредиты дорожают, плюс маячит осенняя угроза повышения ставок утилизационного сбора.
Вопросы руля «АиФ» адресовал автоэксперту, члену общественного совета Федерального дорожного агентства Минтранса РФ и МВД Игорю Моржаретто.
Изменения затронут всех
Сергей Куликов, aif.ru: К чему готовиться желающим купить или поменять авто? Видимо, к плохому?
Игорь Моржаретто: У нас было несколько ударов, вызвавших подорожание автомобилей. Да, один из них — ключевая ставка, которую поднял наш Центробанк и от которой зависит стоимость заёмных средств, в том числе и автокредитов. Но это больше макроэкономика — совсем уже большая финансовая политика. А вот грядущее повышение ставок утилизационного сбора — тот фактор, который будет определяющим. Мера направлена якобы на поддержку собственного автомобилестроения. Но я очень сомневаюсь в том, что она что-то сильно поддержит.
После повышения утильсбора подорожают абсолютно все автомобили — даже те, которые формально оказываются в льготной зоне (я имею в виду отечественные машины). Потому что сбор уплачивают все, а компенсация (если она положена) за него поступает не сразу и не всегда полностью. Так что изменения затронут всех.
— По какому сегменту они могут ударить больнее всего?
— Всё будет зависеть от того, насколько повысится утилизационный сбор. Но сразу можно сказать, что в первую очередь с нашего рынка уйдут модели бюджетного сегмента, наиболее востребованные и дефицитные. Сейчас есть машины, которые стоят около 2 млн рублей — это предел возможностей для многих наших покупателей. Если машина подорожает сразу на 250 тыс. рублей, для человека, который и так с трудом накопил на её покупку, это будет весьма болезненно.
Кроме того, резко просядут в продажах модели с большим объёмом двигателя, потому что наценка на них будет составлять уже миллионы рублей. В зоне риска те же самые китайские автомобили, которые приходят к нам по официальным импортным каналам. Более того, могут уйти целые китайские бренды, которые не успели до этого закрепиться на нашем рынке и не оформили каким-то образом свои планы по возможному производству на территории России.
Что-то пошло не так
— Идея утилизационного сбора изначально была довольно популярна и эффективна. Сейчас её принимают в штыки и продавцы, и покупатели. Что пошло не так?
— Когда вводили утильсбор, идея была совершенно другая — предполагалось стимулировать уход из текущего парка автомобилей всякого старья. Это было выгодно со всех сторон — и с точки зрения экологии, и с точки зрения отечественного автопрома. У нас же было огромное количество сборочных производств: в Калининграде, Калуге, Петербурге и т. д. Государство таким образом стимулировало вывод с рынка всякого рода «вёдер с гайками». Это была очень прогрессивная программа. Но в нынешних условиях у неё появились несколько иные координаты.
— Почему?
— Дело в том, что, когда эта программа вводилась, рынок продаж автомобилей в стране рос ураганными темпами. Нет ни одного другого экономического показателя, который бы за последние 25 лет так вымахал, как уровень автомобилизации населения России. Если в 1989–1990 годах у нас на тысячу жителей было где-то около 80 автомобилей, то сейчас уже 400. В пять раз!
В общем, казалось, что с такими темпами автомобилизации надо заодно как-то думать и о том, чтобы избавиться от автохлама. Такие вот стратегические задачи ставились. Сегодня ситуация серьёзно изменилась.
Хотя такая программа могла бы сработать и сейчас при условии, что будут скорректированы её параметры. Например, чтобы можно было в зачёт нового автомобиля отдавать старый, но по цене минимум в 200 тыс. рублей и с наличием неких льгот при покупке. Это шанс остановить старение отечественного автопарка. А он действительно стареет: в 2014 году средний возраст легковушки в России был чуть меньше 11 лет, теперь средний возраст — больше 15 лет.
Береги автомобиль
— И какие перспективы? Что делать тем, кто, несмотря на все риски, не теряет надежды купить собственное авто?
— Пока прогноз один — автомобили в России будут дорожать. Потихонечку всё идёт к тому, что машина снова станет роскошью.
Мы за благополучные годы привыкли к тому, что автомобиль — само собой разумеющееся. Его наш человек покупал, продавал и покупал новый. Сформировавшийся за десятилетия рефлекс беречь автомобиль, потому что другой потом приобрести будет невозможно, как-то незаметно пропал. Вы вспомните, как это было в советское время: машина разными правдами и неправдами покупалась один раз и на всю жизнь. Естественно, её берегли и использовали для «особо важных поездок», на дачу к примеру.
При текущих данных, вероятно, мы вернёмся к этой экономной модели использования автомобилей. Перспективы представить довольно просто. Обычный россиянин — без сверхдоходов, но вполне по средним меркам обеспеченный, который раньше менял автомобили регулярно, сейчас это делать перестанет. Он опять, как в старые добрые времена, начнёт автомобиль беречь и при возможности ездить на общественном транспорте.
Главный вопрос
— Есть у вас актуальный совет для автовладельцев?
— Главное — следить за состоянием машины и не откладывать профилактический ремонт. Делайте всё в расчёте на то, что ваша машина у вас надолго. Хотя есть такие варианты, когда можно продать пятилетнюю иномарку и на вырученные деньги купить нового «китайца», причём без доплат. Тоже выход.
Если вы планировали покупку машины, лучше сделать это сейчас, не дожидаясь повышения цен.
Ну а если машина не особо нужна, даже не смотрите на цены. Инвестиция в автомобиль просто ради инвестиции — это самое глупое вложение денег, которое только можно придумать.