Смертоносная глыба. «Айсберг Судного дня» начал движение
Гигантская ледяная глыба, которую впервые заметили почти 40 лет назад, вновь находится в центре внимания учёных-гляциологов. В декабре она начала двигаться, пробыв почти девять месяцев в ловушке океанического водоворота у берегов Антарктиды.
На данный момент это самый крупный айсберг в мире. Его таяние грозит гибелью многим обитателям «белого материка» и окружающего его Южного океана.
Превышает площадь любого мегаполиса
В сентябре 1986 года советский океанолог Владимир Бессонов, находившийся на антарктической станции «Молодёжная», обратил внимание, что на спутниковых снимках изменились очертания шельфового ледника Фильхнера. Оказалось, что от него откололся фрагмент, развалившийся на три огромных айсберга. Тогда даже пришлось срочно спасать советскую сезонную базу «Дружная-1», которая находилась на одном из них.
Позднее этот айсберг сел на мель и просидел на ней три с лишним десятилетия. Ему присвоили индекс А23а. За это время от шельфовых ледников Антарктиды откалывались новые глыбы, некоторые из них становились самыми большими по площади айсбергами в мире, пока их не подхватывало течением между Южной Америкой и Антарктическим полуостровом и не выносило на север, в открытые воды, где они благополучно таяли, приближаясь к экваториальным широтам.
В июле 2023 года специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института сообщили, что A23a уже не сидит на мели, а движется вдоль берегов Антарктиды со скоростью более 150 км в месяц. На тот момент он уже стал крупнейшим айсбергом в мире, обойдя размерами А-76, который вынесло в открытые воды, где он развалился на куски.
Площадь этого ледяного массива оценивают по-разному. Ясно, что она огромна и колеблется около 4 тыс. кв. км, что намного превышает площадь любого мегаполиса мира (для сравнения, площадь Москвы — 2,5 тысячи, Токио — 2,2 тысячи, Нью-Йорка — 1,2 тысячи квадратных километров). Масса льда в этом массиве составляет почти 1 трлн тонн.
Вырвался из водоворота
Весной 2024 года айсберг прекратил движение. Оказалось, что он попал в водоворот, называемый вихрем Тейлора. Наблюдения гляциологов показали, что глыба находится над подводной возвышенностью и вращается примерно на 15 градусов в день. Учёные предполагали, что это будет продолжаться до тех пор, пока льдина не разрушится. Но в итоге ей удалось вырваться из ловушки.
В декабре 2024 года айсберг-гигант пришёл в движение и вновь начал дрейфовать в Южном океане, окружающем «белый континент». Учёные считают, что теперь-то его вынесет в тёплые воды.
«Приятно видеть, как A-23a снова начал двигаться. Нам интересно посмотреть, пойдёт ли он тем же путём, что и другие крупные айсберги, отколовшиеся от Антарктиды. И что ещё важнее — узнать, какое влияние это окажет на местную экосистему», — приводит слова океанографа из Антарктической службы Великобритании Эндрю Мейерса издание Daily Mail.
Для местных экосистем — катастрофа
Как раз это — самые тревожные последствия таяния айсберга. Для судоходства такие гигантские глыбы льда опасности не представляют — их видно издалека, да и система предупреждения действует более надёжно, чем во времена «Титаника». А вот для местной фауны, обитателей морей и побережья Антарктиды он воистину может стать «айсбергом Судного дня»
«Когда лёд тает, он разбавляет солёную морскую воду, опресняя её. Для морских животных в этом нет ничего хорошего: они привыкли к одному уровню солёности, а тут она вдруг меняется. По сути, они теряют привычную среду обитания», — объясняет aif.ru ведущий научный сотрудник отдела гляциологии Института географии РАН Андрей Глазовский.
Кроме того, по мнению учёного, айсберг может перекрывать доступ к пропитанию пингвинам, тюленям и моржам, что тоже несёт угрозу местным экосистемам. Для многих из них это будет катастрофа.
Всего же вокруг Антарктиды, по оценкам учёных, плавает до 100 тыс. айсбергов каждый год. Те, что помельче, представляют опасность для судоходства. «Белы континент» ежегодно теряет около 150 куб. км. льда.
«Если добавить к ним потери стремительно тающего ледового щита Гренландии и равномерно распределить этот объём по поверхности Мирового океана, окажется, что его уровень увеличивается на 1 миллиметр в год. А за 10 лет — на сантиметр», — подчёркивает Глазовский.