Первым делом самолеты. Чем открылся НАИС-2025
Обмен опытом и анонс нововведений и инноваций стали лейтмотивами первого дня форума. В центре внимания оказались вопросы импортозамещения, авиационной безопасности и тестирования новых образцов.
Общая глава
В выставке приняли участие более 140 компаний из 20 регионов России, а также гости из Белоруссии, Ирана и Китая. Среди участников — концерн ВКО «Алмаз-Антей», представивший средства автоматизации управления воздушным движением, макеты светосигнального оборудования и радиолокационных комплексов; компания «НЕОСКАН», презентовавшая станцию для защиты от беспилотников; томский производитель радиоэлектроники «Микран», показавший телекоммуникационное оборудование, мобильные комплексы связи и другие разработки. Из Белоруссии в Москву приехали представители Минского автомобильного завода, из Китая — специалисты фирмы TCF, специализирующейся на производстве наземного авиационного оборудования, из Ирана —госкорпорация AIO, занимающаяся разработками баллистических ракет.
В ходе обхода выставки министр транспорта России Роман Старовойт и глава Росавиации Дмитрий Ядров открыли 14-й единый центр управления организации воздушного движения в Магадане. Кроме того, госкорпорация «Ростех» представила новый авиадвигатель ПД-8 для лайнера SJ-100. Как подчеркнули в корпорации, двигатель создан с применением новейших российских технологий и материалов и совсем скоро будет проходить первые летные испытания.
Наши не подведут
На пленарном заседании, открывшем форум, министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт отметил, что последние несколько лет были сложными для авиационной отрасли: пандемия встряхнула весь мир, внеся свои коррективы не только во внутренние, но и во внешние перелеты большинства стран.
«Повлияли на русскую авиацию и беспрецедентные санкции, которые в какой-то момент угрожали полным прекращением полетов, — добавил он. — Но, несмотря на эти трудности, кризис миновал. Сейчас перед гражданской авиацией стоит глобальная задача — нам предстоит увеличить количество пассажирских авиаперелетов минимум на 50% по сравнению с 2023 годом».
Будет обновлен и парк отечественных авиаперевозчиков, как объяснил министр, уже к концу 2025 года минимум половина самолетов, находящихся в эксплуатации, должна быть произведена в России.
По словам главы Росавиации Дмитрия Ядрова, в этом году воздушные перелеты внутри России и за рубеж совершат 109,7 млн пассажиров. Это меньше, чем в прошлом году — в 2024 российские авиалинии перевезли 111,7 млн пассажиров. «Перелеты внутри России в 2025 году совершат 83,3 млн человек, а 26,4 млн отправятся за границу, — сообщил Ядров. — Наша главная цель — связать и объединить все уголки нашей большой страны, а также обеспечить безопасность полетов». По словам Ядрова, в минувшем году Минтранс проделал большую работу по комплектованию летных экипажей и поддержанию качества воздушных судов. Оптимальное техническое состояние 1135 воздушных судов, находящихся в эксплуатации, ежедневно поддерживается в 461 центре техобслуживания. «Мы не фиксируем существенного выбытия самолетов из эксплуатации, свою работу суда заканчивают только из-за коррозии или старения. Наши инженеры нашли подходы к проведению ремонта всех комплектующих, в том числе импортных», — добавил глава Росавиации.
Качественные изменения
Сегодня отечественная авиация находится в шаге от полноценной самодостаточности и импортозамещения.
«Производственная часть нашей авиапромышленности трансформировалась, столкнувшись с неожиданными трудностями, — сказал министр промышленности и торговли России Антон Алиханов. — Благодаря этому в мире нет ни одной страны, кроме России, которая полагалась бы исключительно на внутреннюю продукцию. Сейчас уже готовы семь отечественных проектов авиатранспорта, которые находятся на разных этапах разработки».
При этом, как отметил глава Минпромторга, отечественные воздушные суда будут экспортировать. В частности, речь идет о самолетах семейства МС-21, производством которого занимается корпорация «Яковлев». Их поставки российским авиакомпаниям начнутся уже в следующем году, а после увеличения мощностей производства самолеты надеются экспортировать в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. «Уже несколько лет по комплексной программе развития авиаотрасли мы работаем над расширением наших возможностей. Цель — выйти на производство минимум 36 самолетов категории МС-21 ежегодно, а в будущем перейти к их экспорту. Пока наша главная задача — выпустить самолеты на внутренний рынок, но для обеспечения рентабельности производства и компенсации масштабных инвестиций мы должны выходить на международный рынок».
На российские самолеты, по словам министра, есть спрос: почти половина парков в Азии используют ближне- и среднемагистральные воздушные суда, а в России уже сейчас проходит сертификацию Ил-114-300, который способен работать на коротких взлетных полосах и в удаленных регионах, а также достаточно экономичен в эксплуатации.
Отечественные разработки
На выставке представили другие важные проекты авиаотрасли. Среди них — четырехместный легкомоторный самолет S7 Tango, созданный на базе авиакомпании S7 в Подмосковье. Как объяснил основатель компании Владислав Филев, самолет предназначен для подготовки пилотов гражданской авиации, частных полетов и выполнения авиационных работ. Корпус самолета изготовлен из отечественных композитных материалов. Кроме того, специально для этой модели производители разработали поршневой авиационный двигатель АПД-520 «Лидер», максимальная мощность которого составляет 200 лошадиных сил, а рабочий объем — 5,2 литра. «Питаться» самолет может автомобильным или авиационным топливом, которое будет расходоваться экономично благодаря электронной системе управления. Срок службы от начала эксплуатации до первого капитального ремонта производители оценивают в 1 500 часов, максимальную дальность полета — в 1 100 км при взлетной массе более тонны. Предельная скорость самолета составляет 241 километр в час. Как отметил министр транспорта России Роман Старовойт, летчики-испытатели оценили S7 Tango как крайне удобный в управлении. «Мы могли бы рассматривать приобретение таких самолетов для обучения пилотов», — добавил он.
Не поднимаясь от земли
Одним из перспективных секторов авиационной отрасли, на которую обратили внимание на форуме, стала беспилотные авиационные системы. Еще в этом январе президент России Владимир Путин обращал внимание на необходимость создания масштабного производства БПЛА. Одним из проектов, которые были представлены в «Крокус Экспо», стал тяжелый беспилотник ВТ-440м, разработанный научно-производственным предприятием «Радар».
«Это первое в истории гражданской авиации страны беспилотное воздушное средство, на котором проводится обучение внешней группы пилотов, — сказал директор комплекса БАС "Радара" Василий Анцев. — Наш логистический тяжелый дрон уже получил сертификат летной годности, иначе говоря, был допущен к полноценным полетам».
Анцев добавил, чт 1337 о ВТ-440м способен работать в самых суровых условиях и станет отличным помощником для полярников.
«Наш дрон может нести до ста килограммов полезной нагрузки и без труда преодолеет дистанцию в 400 километров, — объяснил он. — Заряда аккумулятора хватит на пять часов, а максимальная высота, на которую поднимется ВТ — два с половиной километра».
Безопасность полетов
Диалог об инновационных подходах и новинках в отрасли продолжился даже после перехода от передовых технологий и разработок. Своим опытом в обеспечении безопасности при посадке самолетов с участниками форума поделился начальник аэродромно-диспетчерского центра единой системы организации воздушного движения аэропорта Шереметьево Андрей Ананьев.
«Сегодня, благодаря прогрессу, некоторые диспетчеры начинают думать, что их контакт с экипажами самолетов уже не так важен, — отметил он. — Но это ошибка, которая может стоить в лучшем случае времени, а в худшем —человеческих жизней».
Как объяснил Ананьев, такое заблуждение появилось из-за технического прогресса: чем лучше становилась аппаратура на борту самолетов, тем увереннее чувствовали себя пилоты, заходя на посадку «по приборам». Диспетчеры, оставшиеся не у дел, постепенно просто отвыкли давать четкие указания прибывающим в аэропорты экипажам.
«Злую шутку могут сыграть и внутренние инструкции, — сказал Ананьев. —Зачастую они написаны в очень мягких формулировках, поэтому диспетчер, по сути, дает совет. Столкнувшись с этим в Шереметьево, мы решили создать новую инструкцию, чтобы канал связи между сотрудниками аэропорта и экипажами самолетов был более четким».
Одна из причин, по которым требуется более активное участие диспетчеров в посадке самолетов — меры безопасности, введенные в аэропортах и воздушном пространстве в связи с СВО. Глушилки мешают не только вражеским дронам, но и путают точное оборудование, по которому привыкли летать пилоты.
«Поэтому так важно вспомнить, что с самого рассвета гражданской авиации диспетчеры были голосом, который помогал пилотом сажать даже терпящие крушение борта», — подытожил Ананьев.