Трамп добил. Эксперт Лукьянов: порядка, основанного на правилах, больше нет
Президент США угрожает Венесуэле вторжением, американцы собирают у берегов военную группировку, президента суверенной страны называют «главой наркокартеля». Американские СМИ рассказывают о планах похитить и убить главу суверенной страны и разбомбить саму страну. И... ничего.
Никто не возмущается ни на Западе, ни в ООН. Американцы даже не озаботились доказательствами, что Венесуэла против них злоумышляет. Перед вторжением в Ирак в 2003 году хотя бы была знаменитая «пробирка Пауэлла». Т. е. хоть как-то попытались оправдаться перед мировым сообществом. Сейчас — ничего.
Почему США себя больше не сдерживают, и при этом никто на это не реагирует, aif.ru выяснял у директора по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федора Лукьянова.
Глеб Иванов, aif.ru: Федор Александрович, все, что мы сейчас наблюдаем вокруг Венесуэлы, это такой новый миропорядок?
Федор Лукьянов: Помните, мы принципиально боролись против так называемого порядка, основанного на правилах? Небезосновательно указывая, что это правила, которые устанавливало не все мировое сообщество, а небольшая группа стран. Она навязывала их другим, а почему другие должны соблюдать этот произвол, неясно.
Это правда.
Но само слово «правило» и само слово «порядок», они все-таки подразумевали действительно наличие некоторых норм поведения. Да, они были выгодны одним и менее выгодны другим, тем не менее в какой-то степени они существовали. И нужно было их соблюдать. Отсюда же вытекала необходимость лицемерия. Вы упомянули «пробирку Пауэлла». Ведь они не просто тогда взяли и начали бомбить Ирак, а попытались придать этому вид законности. Когда не получилось, это их не остановило. Но тем не менее.
Почему я об этом говорю? Сейчас этого больше нет. Нет ни «порядка, основанного на правилах», ни какого-либо другого порядка. И Трамп, как ни парадоксально прозвучит, он лидер нового многополярного мира, хоть он бы и очень удивился, если бы ему об этом сказали. Но, по сути дела, это так. США, как мощный полюс, мощный центр, делают то, что считают нужным. То, что выгодно, необходимо. А все остальное их не волнует. Остальные пусть тоже делают, что хотят, если могут.
А поскольку Трамп полагает с некоторым основанием на это, что США заведомо сильнее любого другого полюса, если один на один, то даже в противостоянии с Китаем Америка в таком случае имеет фору. Если другие хотят вести себя так же, пусть попробуют, думает Трамп. Там, где это противоречит нашим интересам, мы этого делать не позволим, считает он. Поэтому, да, можно сказать, что мы вступили в новый этап мирового порядка — в этот раз это отсутствие какого-то даже условно признаваемого мирового порядка.
Это не результат исключительно правления Трампа. К этому шло, логика развития предыдущих событий вела к этому. Трамп просто это перевел из формы завуалированной в форму открытую.
Америка больше этого не стесняется
— Вот такой хаос, когда побеждает сильный, может ли он привести к большой войне?
— Здесь сложно предсказывать, конечно. Может и дойти, потому что любая ничем не ограниченная конкуренция чревата переходом в бесконтрольную форму. Необязательно, что так и будет, но это вполне вероятно. Другой вопрос, что Трамп, хоть и человек своеобразный, но все же всеми силами избегает затяжных конфликтов.
Он вполне резонно полагает: чем дольше будет тянуться конфликт, тем больше будет издержек и тем меньше преимуществ. И, собственно, он и его соратники постоянно критиковали так называемые «бесконечные войны», Endless Wars, которые начинали его предшественники, и которые ничего не давали в итоге США, зато много чего забирали. Это у него такая постоянная мантра.
Поэтому его стиль — это молниеносный, очень зрелищный удар и объявление грандиозной победы. Вне зависимости от того, принес этот удар то, что хотели, или нет. Это неважно. Главное — всегда объявить о триумфе, победе.
Мы это видели в случае с Йеменом, хотя там результат просто никакой. Мы это видели в Иране. Там результат не вполне ясен по-прежнему. Но сам подход — быстрое вмешательство в конфликт и моментальный же уход оттуда после краткого удара — архитипичен. И так далее.
И вот теперь Венесуэла. Она хороша тем, что риски влипнуть там мизерные. Если, конечно, не пытаться туда входить. Но этого, я думаю, никто делать не будет, это совершенно не нужно Трампу.
Американцы, видимо, хотят наносить там удары по инфраструктуре под предлогом борьбы с наркокартелями. Расчет, наверное, как и в случае с Ираном, на то, что эти удары подхлестнут недовольство, беспорядки и приведут к смене власти. В Иране не сработало такое, в Венесуэле — я не знаю. Была попытка в 2019 году подготовить оппозицию и использовать ее. Она не привела к результату.
Трамп тогда отступил, и, отступив, в общем потерял интерес. Это тоже его очень заметное качество. Если не удается чего-то добиться наскоком, он делает вид, что не очень-то хотелось. Так что у Венесуэлы есть возможность переждать.
