Перенастройка приоритетов. Что ждет зерновой рынок в меняющемся мире
27 февраля в алтайской Белокурихе собрались российские и международные эксперты зернового рынка, экспортеры, трейдеры, сельхозпроизводители и переработчики. В первый день на площадке XVIII Зимней зерновой конференции они обозначили основные тренды развития отрасли, обсудили угрозы зерновому рынку и обозначили перспективы.
Самые важные новости в Телеграм и ВКонтакте. Подпишитесь!
Клубок противоречий
Открыл мероприятие президент Союза зернопереработчиков Алтая, председатель совета директоров Сибирского Зернового Консорциума Валерий Гачман.
Обращаясь к участникам, он отметил, что за последние 20 лет не было ни одного года, который бы копировал что-то из предыдущего.
«То, что происходит сегодня, волнует каждого из нас. Сверхвысокие урожаи 2022 года до сих пор сказываются на рынке. В 2023 году они были немного скромнее, но тоже рекордные — 146 млн тонн, что позволило России вновь занять лидирующие позиции среди мировых экспортеров. И эту планку мы удерживаем в течение двух лет», — сказал модератор.
Гачман попросил экспертов, дать оценку перспектив зернового рынка в условиях продолжающихся санкций, сложностей в работе банковской мировой системы, в привлечении страховых международных компаний, экспортных пошлин, которые вводились как временные, но остались на постоянной основе постоянными.
«В общем, я про тот весь клубок противоречий, который осложняет и без того непростую работу сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, трейдеров. Набор этих важных вопросов мы и постараемся осветить на конференции», — обратился Гачман.
Зерна много, денег мало
Зампредседателя регионального правительства Александр Лукьянов познакомил участников конференции с итогами аграрного года Алтайского края.
Он отметил, что, несмотря на сложные погодные условия, регион вновь вошел в число лидеров по производству зерна, заняв четвертое место в России.
Валовой сбор после доработки составил более 5,5 млн тонн. Средняя урожайность сложилась на уровне 18,2 центнера с гектара. Алтайский край остается гречневой столицей страны. Урожай по этой культуре — 662,2 тыс. тонн.
Но столь высокие показатели по зерновым, с его слов, не особо позитивно влияют на доходность аграриев. Она опустилась на 11%. Это самое низкое значение за последние 10 лет.
Средняя цена пшеницы в 2024 году составила 12,3 тыс. рублей. Себестоимость выросла на 1%. Средняя рентабельность на уровне 5%.
По гречихе в 2024 она упала на 43% в сравнении с 2023 годом. Хотя доходность все равно удержалась на уровне 15-16%.
«Мы говорили, что нельзя заниматься одной пшеницей, а у нас такая практика была. И если бы ее не изменили, сельское хозяйство стало бы убыточным. Сейчас драйверами экспорта становятся просо, гречиха, чечевица. Как итог, в 2024 году Алтайский край поставил на внешние рынки около 170 тыс. тонн гречихи, это 30% от всех зерновых культур. Чечевица в основном идет в Иран (60%). Экспорт проса вырос в 20 раз. В основном эту культуру закупает Казахстан», — сказал представитель регионального правительства.
Лукьянов отметил, что последние пять лет сельхозпроизводители делают ставку на масленичные культуры. За 2020-2024 годы увеличили посевные площади почти на 40%. В прошлом году собрали рекордный урожай маслосемян — 2,3 млн тонн. Однако, заметил он, с 2023 года отмечается падение по экспорту, в отличие от внутрироссийских поставок.
«За прошедший год вывоз маслосемян в регионы России вырос почти на 62%, а доля экспорта снизилась на 80%. Мы все понимаем, что здесь статистика очень коварная: на какой территории затоможили, тому и идет в зачет», — отметил зампред.
Новый сезон, подчеркнул спикер, стартовал с самыми низкими переходящими остатками масленичных за последние три года. Это связано с ценой реализации, которая держалась чуть-чуть выше уровня предыдущего года. В среднем себестоимость на масленые культуры выросла на 6%.
Упражнения с пошлинами
Спикер «Зимней зерновой конференции» генеральный директор «ИКАР» Дмитрий Рылько дал оценку современной всероссийскому зерновому рынку, который, на его взгляд, претерпевает серьезные изменения, в том числе и в отношении государственной политики.
«Прежние приоритеты — рост экспорта, повышение доходности сельхозпроизводителей, в целом экономический рост в сельском хозяйстве, отодвинуты в сторонку.
На первое место выходят антиинфляционные меры, которые ограничивают рост внутренних цен, чтобы не получилось так, как с яйцом и мясом птицы, которые исчезли с прилавков магазинов в прошлом году, а потом вернулись, но уже с совершенно другими ценниками», — отметил эксперт.
Правительство страны, добавляет он, также вводит меры, которые стимулируют импорт продукции по тем продуктам, по которым в стране происходит товарный сбой, например, сливочное масло и даже мясо птицы. На прилавках уже появилась китайские куриная грудка и филе.
Что касается экспорта, то выступающий отметил, что официальной статистики по внешней торговле продовольствием по итогам 2024 года нет до сих пор. По зарубежным источникам происходит сокращение — в долларах до 41 млрд.
«Тут сказываются два фактора: сокращение урожая и вообще большие проблемы с нашей торговлей из-за санкций. Прошла просадка по зерновым и по масличным, но продолжает расти экспорт мяса», — говорит гендиректор «Икар».
Отдельно Рылько остановился на экспортных пошлинах, напомнив, что еще в феврале 2021 году эксперты зернового рынка давали оценку тому, к чему могут привести эти меры:
«Что мы получили — падение выручки сельхозпроизводителей. Здесь обращу внимание на то, что пошлины вводили для экспортеров, но потеряли в цене все игроки зернового рынка, так как цена упала на всю продукцию, вне зависимости, где она выращена — на Алтае или в Краснодаре».
Также он напомнил обещание правительства, что пошлинные деньги вернут аграриям в виде погектарных субсидий. На самом деле они встроены в аграрный бюджет не как дополнение, а идут на развитие сельских территорий, «Миллиарию» и прочее. Растениеводам же возвращено не более 10%.
«В чем же ошиблись. Мы ожидали сильную реакцию, думая, что раз крупнейший экспортер — Россия — ужесточает условия для своих аграриев, надеясь немного повысить мировую цену.
Но по большому счету этого не произошло. Мировой рынок на наши упражнения с пошлинами не отреагировал, он встроил это в свою систему координат», — пояснил Рылько.
Шлеф прошлых лет
Не дал в ходе конференции утешительных прогнозов и директор ПроЗерно Владимир Петриченко. В первой половине этого года, с его слов, на отрасль будет оказывать негативный шлейф 2023–2024 годов. Не ждет он высоких урожаев по зерновым в 2025-м, по масличным, возможно, будет получше.
«Это даст пусть не отрицательную, но нулевую динамику в растениеводстве. На текущий год лично у меня скорее негативный взгляд, хотя и получим небольшое восстановление», — поделился спикер.
По мнению главного экономиста государственной корпорации развития ВЭБ.РФ Андрея Клепача, потенциал роста сельского хозяйства все же большой. Но тормозит его накопившиеся проблемы. В том числе логистические.
«Надо понимать, что у нас железная дорога в кризисе. Сократился объем перевозки грузов по ней. Скорость перевозок падает. Без серьезной перестройки системы диспетчеризации, формирования тарифов нам не вылезти», — отметил он.
Еще один вопрос, который, с его слов, требуют серьезного рассмотрения, – пошлины, о которых ранее говорили другие эксперты.
«Даже Минсельхоз признал, что надо что-то менять, так как из села ежегодно забирают 200 млрд рублей. Бензин, удобрения, зарплаты выросли на 30%, а пшеница за это время упала в цене. Рентабельность сельского хозяйства снизилась. Денег на развитие нет. Нужно распутывать этот узел», — призвал Клепач.
Геополитическую ситуацию, выйдя по скайпу из Малайзии, обозначил Андрей Безруков, профессор МГИМО, член президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ.
«Мы входим в период революционных изменений. Об этом говорили и два предыдущих года. И сейчас этот процесс резко ускорился. Идет слом тех систем, которые были ранее, формируются новые рынки, новые коалиции. И следующие 20 лет будут очень турбулентными, будет хаос, в котором кто-то выиграет, а кто-то очень сильно проиграет. Просто надо держать руку на пульсе и ко всему быть готовыми», — подытожил профессор.
28 февраля пройдет второй день Зимней зерновой конференции Сибири. На этот раз участники обсудят перспективы развития внутренних и внешних рынков сбыта, прогнозы развития конъюнктуры рынка зерна, мировой рынок зерновых и глобальную продовольственную безопасность и другие.