ТОП-10 самых летающих стран мира, в три из которых есть прямые рейсы из России
Аналитический сервис Mabrian проанализировал объем международного пассажиропотока в 2024 году. Из представленных данных следуют две новости для российских туристов: плохая и хорошая. Первая заключается в том, что две трети кресел на международных рейсах россиянам почти недоступны, вторая – в том, что в ТОП-10 самых «летающих» стран попали Турция, ОАЭ и Китай, куда от нас все же есть рейсы.
Сервис Mabrian, который занимается анализом данных в сфере туризма, обновил данные о ТОП-10 стран с наиболее активным международным авиасообщением в 2024 году. Эти направления компания позиционируется как «ключевые в ландшафте международных путешествий».
В ТОП-10 стран с самым активным международным авиасообщением попали США, Великобритания, Испания, Германия, Франция, ОАЭ, Италия, Китай, Турция и Япония. То есть первая пятерка направлений туристам из России напрямую недоступна, а из второй доступны только три.
43% МЕЖДУНАРОДНОГО АВИАТРАФИКА ПРИХОДИТСЯ НА 10 СТРАН
Из описания к статистике следует, что рейтинг был составлен на основе данных об объеме кресел на прямых международных рейсах, вылетающих из каждой страны в течение 2024 года. По данным Mabrian, общее количество мест на этих рейсах – это почти половина (43%) от всего объема мирового «исходящего» пассажирского авиатрафика. Однако по прогнозам IATA международными рейсами в 2024 году будут летать 4,1 млрд человек. По всей видимости, дело в том, что в статистике международного регулятора учитывается пассажиропоток в обе стороны, а у Mabrian – только «вылетающий».
Из России прямые рейсы есть в три из представленных в рейтинге стран: в Турцию, Китай и ОАЭ. То есть напрямую нашим туристам доступны направления, обеспечивающие лишь четверть от пассажиропотока ТОП-10 мировых лидеров.
КИТАЙСКИЙ РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК САМЫЙ БЫСТРОРАСТУЩИЙ В РЕЙТИНГЕ
«Ложка меда» в том, что Азиатские направления, и особенно Китай, быстро набирают скорость в восстановлении воздушного сообщения. Доступность международных рейсов из Китая увеличилась на 75,8% в 2024 году по сравнению с 2023 годом.
«Заслуживают особого упоминания Турция и Объединенные Арабские Эмираты. Турция, один из ключевых узлов связи между Европой и Азией, увеличивает объем кресел на +8,9% в годовом исчислении. ОАЭ также укрепляют свои позиции в качестве связующего звена на Ближнем Востоке, занимая шестое место с 85,6 млн мест, доступных на международных рейсах, и межгодовым ростом +10,2%», – говорят авторы рейтинга.
Всего же, по словам директора по маркетингу сервиса Mabrian Карлоса Сендра, на страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман и Бахрейн), преимущественно доступные российским туристам на прямых перелетах, приходится 8% мест на «исходящих» международных рейсах.
В частности, объем доступного авиатрафика из Катара подрос на 13% в годовом исчислении и составил около 31 млн кресел. Из Саудовской Аравии (рейсы туда пока только планируются российскими авиавластями) – на 11,8% и составил 40,6 млн кресел, из Бахрейна – на 7,6%. Объем кресел на рейсах из Омана остается стабильным.
Расширяются авиационные возможности стран Латинской Америки. Сейчас прямых рейсов из России в этот макрорегион мира нет, но, опять же, авиавласти периодически обсуждают вероятность их возобновления.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Мексика занимает девятнадцатое место в международном рейтинге, ее объем кресел вырос на +5,7% по сравнению с прошлым годом. За пределами первой двадцатки следующей латиноамериканской страной в этом списке является Бразилия с годовым ростом на +19,6%, за ней следуют Колумбия (+18%), Панама (+18,2%) и Доминиканская Республика (+9,1%). Аргентина (+14,8%), Чили (26,9%) и Перу (+17,5%) также демонстрируют положительные результаты и увеличили свою международную связность в этом году.
РОССИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИ МОЖЕТ ПОПАСТЬ В ЛИДЕРЫ ПО ТЕМПАМ РОСТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПАССАЖИРОПОТОКА
Относительно потенциального места России в этом списке выводы в настоящий момент делать сложно, однако наиболее оптимистичные прогнозы туроператоров говорят о том, что международный пассажиропоток может вырасти едва ли не на 50% по итогам 2024 года.
В 2023 году только российскими авиакомпаниями на рейсах за рубеж было перевезено порядка 22 млн человек. Ранее эксперты прогнозировали, что доля международных пассажиров в этом году может составить до 33% в общем объеме пассажиропотока (около 100 млн человек). То есть было 22 млн человек, а станет, условно, 33 млн человек.
Но это именно оптимистичный взгляд. И основан он именно на прогнозных экспертных оценках, а не на статистике, которой пока за 2024 год нет и не может быть.
Пока же в туристическом сегменте речь идет о росте на 20% год к году.
При этом нужно принимать во внимание, что в абсолютных цифрах, даже с учетом деятельности международных перевозчиков, российский трафик будет несравнимо меньше, чем у мировых лидеров – по методологии Mabrian придется любую полученную цифру, условно, поделить на два. То есть речь будет идти максимум о 15-17 млн пассажиров при самом лучшем раскладе.
Кстати, именно низкими абсолютными значениями и объясняется столь значительная разница в оценках потенциальной динамики роста авиатрафика.
Если бы в 2023 летали 100 млн международных пассажиров, а в 2024 – 110 млн, то рост составил бы всего 10%. А если летали 20 млн, а будут летать условные 30 млн, то рост будет уже 50% при тех же 10 млн новых клиентов у авиаперевозчиков. И по этой же причине условно низкие темпы роста, которые показывают ведущие мировые поставщики авиатрафика в абсолютных значениях дают очень большой эффект. 8,8% американских пассажиров – это в абсолютных цифрах больше, чем 50% российских.
Также при оценке общей картины нельзя забывать, что в отдельных из описываемых стран (ОАЭ или Катаре, например), внутреннего авиасообщения не существует в принципе – там просто некуда летать. В России же сейчас основной объем авиаперевозок обеспечивается именно рейсами внутри страны.
Из исследования Marbian можно сделать два вывода относительно текущего положения российских туристов.
Содной стороны, подавляющее большинство (и это не новость) возможностей для перемещения по миру для них недоступно и/или крайне затруднено.
С другой стороны, с учетом эффекта «низкой базы», им сейчас доступны как раз самые быстрорастущие сегменты международного рынка пассажирских авиаперевозок.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР