Для чего советская власть построила под Енисеем секретный 2-километровый тоннель
Однако, по прямому назначению его не использовали ни дня и сегодня объект, в который до этого успели вложить миллионы советских рублей, остаётся одним из мрачных напоминаний о том, что пережила экономика бывших республик в 1990-е годы.
Енисей — великая река.
После окончания Великой Отечественной войны в Советском Союзе полным ходом шло развитие молодой и крайне перспективной отрасли – атомной промышленности. Радиоактивные материалы были нужны как оборонному комплексу страны для создания и развития ядерного щита, так и народному хозяйству. Причем в последнем случае речь шла далеко не только о топливе для атомных станций. В те годы «атомный пессимизм» и «атомный оптимизм» удивительным образом сложились в общий вектор, направленный на форсированное создание десятков новых предприятий. Одним из них стал ныне широко известный, а в те годы исключительно секретный ГХК – Горно-химический комбинат. Заложили предприятие на побережье Енисея в 60 км от Красноярска. Строительство комбината обернулось не только одной из наиболее масштабных, сложных и дорогих строек СССР, оно так же вылилось в появление нового города – Красноярска-26 (ныне Железногорск).
Город Железногорск.
Первый реактор на ГХК был запущен уже в 1958 году, после чего предприятие достраивали вплоть до 1964, когда заработал третий, последний реактор. Первоначально ГХК занимался производством плутония, однако с годами сфера деятельности комбината заметно расширилась. Сегодня среди прочего ГХК специализируется на хранении отработанного топлива, производстве тепловой и электрической энергии, утилизации ядерных объектов оборонного комплекса, созданию топлива на быстрых нейтронах, а также переработке ядерных отходов.
Стоит также отметить, что производством оружейного плутония ГХК не занимается с 1990-х годов, во всяком случае – официально. К слову, в те самые «лихие 90-е» уникальный комбинат пережил не самые простые времена, хотя еще в 1980-е годы предприятие активно развивалось. Например, именно тогда был запущен проект по строительству уникального тоннеля под Енисеем. Инфраструктурный объект предназначался для нужд самого ГХК, однако из-за распада СССР проект так и не был завершен.
Один из тоннелей на комбинат.
История этого тоннеля уходит корнями в конце 1970-х годов, когда советское правительство приняло решение о создании на ГХК еще одного завода. Новое предприятие под индексом РТ-2 должно было заниматься переработкой ядерного топлива для атомных реакторов. При этом для нужд РТ-2 требовалось создание могильника, где хранились бы отходы, ожидающие переработки. Проектировщики приняли решение заложить полигон у деревни Толстомысово (саму деревню требовалось после этого переселить). Проблема хранилища была лишь в том, что единственное подходящее для него место нашлось по ту сторону Енисея. Закономерным образом встал вопрос о том, как при таком раскладе перекачивать отходы из могильника на завод. Сначала инженеры предложили проложить под рекой банальный дюкер (сифон). Однако, этот проект сразу же отринули ввиду его опасности для окружающей среды. Тогда было решено вместо дюкера строить под Енисеем тоннель.
Уникальный комбинат.
После нескольких месяцев напряженной работы, советские инженеры предложили проект двухъярусного тоннеля длиной 2 176 метров на глубине в 47 метров ниже дна реки. Габариты артерии должны были составить 7 метров в высоту и 6 метров в ширину. Сие пространство требовалось поделить бетонной плитой на два уровня. По нижней части тоннеля должны были тянуться трубы, по которым бы и осуществлялась перекачка опасного ресурса. Верхняя же часть должна была стать обычным транспортным тоннелем для автомобилей. Само собой, тоннель не предполагался как общедоступный и был таким же режимным объектом, как и атомные заводы. Предназначался он исключительно для нужд сотрудников ГХК и РТ-2. Строительство тоннеля началось в 1980-е. К 1985 году «бетонная» часть производственной артерии была полностью готова, однако прокладка труб так и не началась…
Проект так и не достроили.
Во второй половине 1980-х проект столкнулся с финансовыми сложностями, которые еще больше осложнились после стартовавшей спустя несколько лет Перестройки. В 1990-е годы на фоне развала страны Советов и экономического кризиса о многомиллионном проекте и вовсе пришлось забыть. В итоге, тоннель банально простаивал никому не нужный. В течение полутора десятилетий руководство ГХК неоднократно поднимало вопрос о дальнейшей судьбе уникального проекта. Рассматривались самые разнообразные варианты от примитивной консервации, то превращения енисейского атомного тоннеля в подземную ферму, развлекательный центр или просто автостраду. При этом вопрос о реставрации проекта и использования артерии по прямому назначению практически не поднимался.
В итоге, несмотря на многочисленные предложения, все выдвинутые концепции сочли слишком сложным, неоправданно дорогими и бесперспективными в реализации. В момент времени даже велись разговоры о том, чтобы найти инвесторов в Европе или США. Однако, в конечном счёте тоннель так и остался очередной «заброшкой» с откровенно туманной судьбой.
Читать далее →