Инсайдер: Вся армия Китая находится в смятении, а среди офицеров царит паника
По мнению экспертов, после июля 2024 года внутренняя «борьба с коррупцией» сменила курс, что свидетельствует о том, что китайский лидер Си Цзиньпин, возможно, теряет контроль над военной властью. Надёжный инсайдер также рассказал о жестоких методах пыток, применяемых в тюрьмах, которые, как сообщается, доводили некоторых задержанных офицеров до самоубийства. Эти случаи никогда официально не признавались.
С середины 2023 года более десятка высокопоставленных генералов, в том числе два министра обороны подряд, были отстранены от должности или попали под следствие. Среди других громких инцидентов — масштабная чистка руководства Ракетных войск с лета 2023 по август 2024 года и отстранение от должности члена Центрального военного совета (ЦВС) Мяо Хуа в ноябре 2024 года за «серьёзные нарушения дисциплины».
В последнее время генерал Хэ Вэйдун, заместитель председателя Центрального военного совета, с середины марта не появлялся на публичных мероприятиях. Его молчание в начале мая породило многочисленные слухи о том, что он покончил с собой, находясь под стражей, хотя официального подтверждения этому не было.
The Epoch Times не смогла самостоятельно проверить сообщения о предполагаемом самоубийстве Хэ Вэйдуна.
В интервью The Epoch Times обозреватель текущих событий Тан Цзинъюань заявил, что все недавние военные чистки были направлены исключительно против союзников Си Цзиньпина, в то время как члены других группировок остались нетронутыми. Он предположил, что генерал Чжан Юся, заместитель председателя Центрального военного совета, при поддержке старейшин Коммунистической партии Китая, организует чистку фракции Си.
Ветеран китайско-вьетнамской войны 1979 года, 74-летний Чжан Юся — один из немногих красных принцев, имеющих реальный боевой опыт. Это качество снискало ему уважение как в китайских вооружённых силах, так и в высших эшелонах коммунистической партии.
«Красные принцы» — это потомки высших руководителей компартии, многие из которых считаются основателями коммунистического Китая и сыграли ключевую роль в революции и в первые годы существования КНР.
Благодаря своему влиятельному положению Чжан Юся может противостоять авторитету Си Цзиньпина, особенно если он воспринимает кампанию по борьбе с коррупцией как угрозу. Кампания уже затронула некоторых из его бывших подчинённых, в том числе бывших министров обороны Ли Шанфу и Вэй Фэнхэ, которые были отстранены от должности.
Китайский диссидент Юань Хунбин, проживающий в Сиднее, со ссылкой на инсайдера сообщил The Epoch Times 20 мая, что именно генерал Чжан Шэнминь, высокопоставленный военный чиновник, занимающийся борьбой с коррупцией, руководил серией чисток, в ходе которых были уволены бывшие министры обороны, представители ракетных войск и сил стратегической поддержки НОАК.
Чжан Шэнминь, как принято считать, был близок с Чжан Юйся, и у них сложились тесные отношения благодаря их общим военным должностям и связям.
Комментатор текущих событий Ли Линьи отметил, что если Чжан Шэнмин действительно руководит продолжающейся чисткой, то это указывает на ослабление контроля Си Цзиньпина над военной властью, а кадровые решения всё больше переходят под контроль Чжан Юся.
Юань, бывший профессор права в Пекинском университете, ранее сообщил The Epoch Times, ссылаясь на тот же инсайдерский источник, что Си Цзиньпин намеревался сделать Мяо Хуа, директора отдела политической работы компартии, преемником Чжан Юся на посту заместителя председателя партии. Однако предполагаемая «политическая нелояльность» Мяо привела к разочарованию Си Цзиньпина.
Инсайдер — высокопоставленный источник в партии, сообщил, что после задержания, Мяо предоставил информацию, указывающую на более чем 1300 военнослужащих, в том числе почти на 100 генералов, многие из которых были назначены Си.
По словам инсайдера, Си был глубоко потрясён откровениями Мяо, из-за чего его волосы «в одночасье поседели».
Источник также описал жестокие методы допроса, используемые партией, в том числе лишение сна и одиночное заключение в «похожих на гробы» камерах — условия, которые по сообщениям вынуждали некоторых чиновников совершать самоубийство, лишь бы не терпеть пытки и унижения.
Опираясь на информацию из своего источника, Юань далее описал «похожую на гроб» камеру как «полностью тёмную, с небольшим круглым окном в потолке, через которое каждый день опускают еду для заключённого».
«По размеру это помещение действительно напоминает гроб, и все физиологические процессы происходят в одном и том же тесном пространстве, где через пол проходит простой дренажный канал. Сообщается, что большинство людей, содержащихся в таких условиях, ломаются и признаются во всём в течение недели».
Учитывая эти суровые условия, Юань предположил, что сообщение о самоубийстве Хэ Вэйдуна вполне правдоподобно.
Чжоу Гоган, бывший высокопоставленный чиновник, переехавший в Соединённые Штаты, ранее сообщил китайскому изданию The Epoch Times, что каждый год многие чиновники приговариваются к смертной казни, но эти дела никогда не предаются огласке.
Юань добавил, что в настоящее время вся армия находится в смятении, а среди офицеров царит всеобщий страх.
Нин Хайчжун и Ло Я внесли вклад в этот отчёт.