Неожиданные преимущества многодетных семей
То, что ещё совсем недавно было обычным явлением, теперь делает родителей с более чем двумя-тремя детьми диковинкой.
В то время как богатство и стандарты жизни резко возросли, желание людей заводить детей, похоже, уменьшилось столь же быстрыми темпами. Можно было бы подумать, что, будучи одним из самых богатых обществ в истории человечества, современный Запад приветствовал бы множество детей, будучи уверенным в том, что ресурсов хватит на всех, и с желанием разделить наше комфортное материальное существование с будущими поколениями. Но это не тот курс, который мы выбрали. Росс Грегори Даутет — американский писатель и обозреватель газеты New York Times в своей книге «Упадочное общество» («Разлагающееся общество: как мы стали жертвами собственного успеха») пишет:
«Среди всего материального изобилия нашего общества один ресурс заметно дефицитен. Этот ресурс — младенцы».
Даутет описывает то, что он называет «прореживанием генеалогического древа» — каждое поколение решает иметь меньше детей, чем предыдущее.
«Повсюду в развитом мире, — пишет Даутет, — снижение рождаемости привело к тому, что семьи стали менее многочисленными: браки заключаются реже и позже, у людей меньше братьев, сестёр и кузенов, всё больше людей живут в одиночестве».
Он называет это явление, неслыханное в истории человечества, постфамилиализм (postfamilialism).
Точные причины отношения к семье в современном обществе сложны и не до конца понятны даже экспертам. Они обусловлены сочетанием экономических, технологических, культурных и религиозных факторов, включая акцент на самореализацию, сексуальную свободу и карьерные достижения. Но какими бы ни были точные причины нынешнего нежелания иметь детей, моя цель — обосновать, почему это нежелание является неправильным.
Избыток
Я родился в маленькой семье, а моя жена в многодетной, где было семеро детей. Дом был полон игрушек, смеха и слёз, криков, болтовни и препирательств, книг, музыки и фильмов, и, конечно же, детей — одним словом, был полон жизни. Этот дом излучал тепло и жизненную силу, которые я не встречал больше нигде, не потому, что всё шло идеально гладко — в больших семьях всегда царит некоторый хаос, — а потому, что изначальное благо семейной жизни умножалось и распространялось. Было больше людей, которых можно было любить, и больше любви, которой можно было поделиться.
Итак, первое, что я бы предложил в защиту больших семей, связано с этой полнотой, этим изобилием. Конечно, больше детей означает больше труда и трудностей, но это также означает больше веселья и радости, и именно эти последние реалии так часто упускаются из виду в общественном восприятии больших семей. Трудности и радости — часть баланса каждой жизни и каждой семьи, большой или маленькой.
Преимущество большой семьи, как я заметил, заключается в том, что она имеет тенденцию таинственным образом умножать радость и со временем уменьшать трудности. Хотя воспитание большого количества детей, безусловно, влечёт за собой жертвы, которые порой бывают весьма болезненными, каждая новая жизнь даёт матери и отцу новую мотивацию и цель, а награда соизмерима с затраченными усилиями. Ещё один человек со всем многообразием опыта, эмоций и личностных качеств, которые делают его уникальным, которого родители будут любить, и он будет любить их.
Иметь много детей — это, пожалуй, самое оптимистичное, что может сделать человек. Это акт утверждения мира и жизни, их изначальной доброты и желания разделить это существование с как можно большим количеством людей.
Развитие навыков и другие преимущества
С точки зрения детей, взросление в большой семье тоже приносит много хорошего. Мы часто слышим, что дети из больших семей хуже учатся в школе или имеют меньше экономических возможностей, потому что денег не всегда хватает на всех. В некоторых случаях это так, ноэти недостатки можно смягчить, и их следует взвесить на фоне многочисленных преимуществ большого количества братьев и сестёр.
Санджана Гупта, пишущая для Verywell Mind, перечисляет множество навыков, которые обычно развивают дети из многодетных семей. К ним относятся коммуникабельность, общительность, умение работать в команде и разрешать конфликты, самостоятельность, адаптивность, ответственность, терпение, находчивость, стойкость, игривость и соперничество. Да, ребёнок из многодетной семьи будет носить больше ношеной одежды и получать меньше новых игрушек, но разве это так уж плохо? Умение иногда обходиться без чего-либо может закалить характер и освободить от потребительских тенденций, свойственных современной культуре.
Но самое главное, что у детей в больших семьях больше близких и общения, чем у детей из маленьких семей. Один мой знакомый взрослый, выросший в большой семье, охарактеризовал это так:
«У меня, по сути, с самого детства была компания лучших друзей».
Какой ребёнок не захотел бы этого?
Свобода выбора
Все мы хотим жить полноценной жизнью. Традиционно нам говорят, что мы можем достичь этой полноты, сохраняя для себя широкую сферу автономии, свободу преследовать свои личные цели и интересы. По этой причине дети, которые неизбежно лишают нас этой автономии, некоторыми воспринимаются как препятствие, а не как средство самореализации. Однако мудрость веков предостерегает нас от отождествления «выбора» с «самореализацией». Мы не можем вечно оставлять открытыми бесконечные возможности. Люди должны выбирать, иначе жизнь сделает выбор за них. Иметь много детей — путь, который, ограничивая свободу в одном смысле, даёт её в другом, поскольку внутренняя свобода человека растёт через жертвенность и любовь.
Жизненный опыт учит нас, что зачастую мы по-настоящему раскрываем себя, только отдавая себя другим, и один из способов отдать себя, конечно же, — это рождение детей. Полноценное домашнее хозяйство даёт лучшие шансы на полноценную жизнь — в самом глубоком смысле, чем полный кошелёк. Отношения и ответственность приносят больше смысла, чем стремление к личному удовлетворению, по крайней мере, в долгосрочной перспективе.
В книге «Человек в поисках смысла» психолог Виктор Франкл писал:
«В конечном счёте человек не должен спрашивать, в чём смысл его жизни, а скорее должен признать, что это его спрашивают. Одним словом, жизнь задаёт вопросы каждому человеку; и он может ответить ей, только отвечая за свою собственную жизнь; только перед жизнью он может ответить, взяв на себя ответственность».
Благодаря своему обширному изучению человеческого существования, включая собственный опыт в нацистском лагере, Франкл пришёл к выводу, что самое важное для человеческой души — её кислород, её жизнь — это не удовольствие, власть или богатство, а смысл. Смысл даёт нам силы выдержать и открывает путь к радости, которая глубже, чем простое удовольствие. Исследования показывают, что люди с детьми имеют глубокое и основательное чувство смысла жизни, и это лишь умножается с каждым принятым в их руки малышом.
