Правила уплаты НДС по длительным договорам поменяют
С 1 января 2021 года, в силу изменений, внесённых Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ в статью 168 Налогового кодекса Российской Федерации, операции по передаче исключительных прав на программное обеспечение, которое не зарегистрировано в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, стали облагаться налогом на добавленную стоимость.
В результате с 2021 года НДС стал применяться к платежам за программное обеспечение, включая те, что предусмотрены долгосрочными договорами, заключёнными до внесения изменений в законодательство, когда передача прав на ПО по лицензионному договору не облагалась НДС.
Это породило ряд судебных разбирательств: поставщики программного обеспечения начали инициировать судебные иски с целью взыскания с клиентов суммы НДС в качестве дополнительного вознаграждения.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает чётких указаний относительно последствий изменения налогового законодательства в ситуациях, когда в процессе исполнения долгосрочного договора у поставщика возникает обязанность уплачивать НДС.
В связи с этим Конституционный суд Российской Федерации потребовал от законодательных органов устранить существующий правовой пробел в вопросе корректировки стоимости долгосрочного договора в случае, если после его заключения произошли изменения в налоговом законодательстве, влекущие за собой возникновение у поставщика обязанности по уплате НДС.
Подготовлено экспертами Актион Финансы
