Загадка молитвы Оптинских старцев
10 июля Церковь вспоминает обретение мощей семи Оптинских старцев: преподобных Амвросия, Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия и Анатолия Младшего. Оптинские старцы известны не только святой жизнью и духовной мудростью. Им принадлежит удивительная, прекрасная по своей простоте, настроению и содержанию молитва, которую многие верующие читают по утрам. Но все ли в ней так понятно и очевидно, как кажется на первый взгляд?
Когда и где были обретены мощи оптинских старцев?
В XIX — начале XX века Оптинские старцы были духовными ориентирами для многих православных русских людей, от простых крестьян до выдающихся деятелей культуры. Их мудрость, глубина, дар духовничества и любовь привлекали в Оптину пустынь тысячи паломников, искавших утешения, наставления и помощи.
Монастырская братия еще задолго до их официальной канонизации относилась к старцам с почтением. На местах их погребения устанавливались часовни, а в какой-то момент даже возникла идея построить для пребывания их останков отдельное капитальное сооружение. Однако революция 1917 года изменили эти планы. Обитель была ликвидирована и разорена, а могилы Оптинских старцев пришли в полное запустение.
Ситуация изменилась с падением советской атеистической идеологии в конце XX века. В 1996 году Оптинских старцев причислили к лику местночтимых святых (общецерковная канонизация преподобного Амвросия произошла раньше — в 1988 году, а остальных старцев — в 2000 году, на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. — Ред.), а летом 1998 году в ходе поисковых работ на монастырском некрополе были обретены мощи семи наиболее известных из них: Амвросия, Льва, Макария, Илариона, Анатолия Старшего, Варсонофия и Анатолия Младшего.
Обретение мощей совершилось сразу после завершения реконструкции храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, который должен был стать их усыпальницей. Мощи были перенесены в храм, где они находятся и сегодня. За исключением мощей преподобного Амвросия Оптинского — они покоятся во Введенском соборе обители.
«Молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить...»
Все Оптинские старцы считали молитву одной из важнейших составляющих духовной жизни человека. Их собственное молитвенное настроение передает молитва, которая сегодня так и называется — молитва Оптинских старцев. У этой молитвы нет одного автора. Бытует мнение, что основную ее часть написал преподобный Амвросий Оптинский, а остальные старцы, жившие в одно с ним время и после него, вносили туда дополнения. Молитва выражает те мысли и чувства, с которыми христианин должен встречать каждый новый день.
Текст молитвы
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Обращает на себя внимание концовка молитвы, а именно последовательность прошений, обращенных к Богу: «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Почему они записаны именно в таком порядке? Важно ли это?
Скорее всего, да. Ведь предложенная последовательность — это своего рода лестница духовного восхождения человека, высшая ступень которой любовь, совокупность совершенства (Кол 3:14), как называет ее апостол Павел, цель жизни христианина. Все остальные навыки и добродетели не цели, но необходимые составляющие пути к достижению любви.
Духовная жизнь начинается с молитвы. Однако, как это ни парадоксально, молитва может быть без веры в Бога. Конечно, произнося молитву, человек признает существование некоей иной реальности, которая влияет на то, что происходит в нашем материальном мире. Но это не та вера, которая составляет основу жизни человека, стоит в начале всех его мыслей и поступков, является следствием его личной встречи со Христом. Как писал об этом протопресвитер Александр Шмеман, «христианская вера на глубине своей есть некая личная встреча со Христом, принятие, в конце концов, не того или иного учения или догмата о Христе, а самого Христа». Эта встреча и может произойти в молитве, когда Бог коснется сердца молящегося.
Теперь о надежде, которая у оптинских старцев следует за верой. По выражению апостола Павла, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11:1). Эту же фразу можно перевести иначе, буквальнее: «вера есть основание того, на что надеются, и доказательство вещей невидимых». Другими словами, вера дает возможность надеяться и открывает вещи, которые нельзя увидеть обычным способом. Вера помогает нам всецело возложить надежду на Бога. Надежду, в которой, как пишет тот же апостол Павел, мы спасены и которая без веры невозможна: Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? (Рим 8:24). А уже из надежды, основанной на вере, происходит терпение, поскольку когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении (Рим 8:25).
Наконец, умение прощать ,предпоследняя ступень в молитве оптинских старцев перед любовью, — необходимое условие для спасения человека, для его личных отношений с Богом, общения с Ним, прощения наших личных грехов. И когда стоите на молитве, прощайте, если чтó имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши, — говорит Христос. — Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк 11:25–26). Прощая, мы освобождаем сердце от грехов, делаем его тем пространством, куда приходит благодать Божия, которая только и способна наполнить его той подлинной любовью, о которой говорится в Евангелии.