Без велосипеда, но в изящной шляпке. Как корочанская пенсионерка подрабатывает почтальоном
За почтальоном корочанского отделения «Почты России» Людмилой Караченцевой я зашла в 10 часов утра — в это время почтальоны начинают разносить корреспонденцию, газеты, заказные письма и пенсии по адресам. К моему приходу Людмила Григорьевна уже успела всё рассортировать и подписать.
— Почтальоном я работаю уже больше 20 лет, — рассказывает Людмила Григорьевна по ходу нашего движения. — Вообще по специальности я закройщик, работала в ателье, пока не начались проблемы со здоровьем. Я стала терять зрение и ушла из ателье. И так совпало, что на почте была открыта вакансия почтальона. Я пришла, попробовала поработать и осталась здесь.
Ходит Людмила Григорьевна быстро. За пять минут мы дошли до первого адреса. Почтальон вкладывает газету в почтовый ящик и продолжает рассказывать, как полюбила свою новую профессию.
— Потом уже, когда я вышла на пенсию, меня на нашей почте попросили помочь, потому что работать почтальонами особо некому. Зарплаты небольшие, на такую должность люди идут неохотно. А мне прибавка к пенсии не помешает, поэтому подрабатываю, обучаю новых сотрудников, которые только приходят устраиваться на эту должность. Сейчас в Короче трудятся пять почтальонов. Работаем мы пять дней в неделю. Коллектив хороший, дружный, друг друга понимаем, уважаем и ценим, собираемся вместе на праздники. Начальница вот пришла хоть и молодая, но общий язык с нами нашла, — делится Караченцева.
Робот почтальона не заменит
У меня возникает вопрос: насколько профессия почтальона ещё актуальна, не заменят ли её технологии в ближайшем будущем, как это уже произошло с некоторыми другими видами человеческой работы? На этот вопрос Людмила Григорьевна отвечает категорично: «Нет, это практически невозможно. Живого человека никак не заменишь. Да, личных писем, конечно, стало меньше, но заказные — никуда не делись. Плюс мы разносим пенсии, потому что не все пенсионеры получают деньги на карточку. Пожилые люди часто живут одни. Больше всего среди наших адресатов встречается восьмидесятилетних бабушек, которые никуда не пойдут с банковской карточкой, они ей просто „ладу не дадут“. Тем более сейчас у многих из них развивается тремор рук — они банально не смогут вставить карту в банкомат. Поэтому это не выгодно, чтобы почта совсем исчезла.
А сейчас ещё нам на работу стали набирать курьеров. Казалось бы, ну какая разница между почтальоном и курьером? И тот и другой делают одно и тоже — доставляют что-то до адресата. Но в отличие от курьера почтальон знает весь город, большую часть его жителей и адресов. Мы много с людьми общаемся, понимаем, куда какое письмо или корреспонденцию нести. А молодые курьеры могут даже улиц не знать, хоть и навигатор всегда при них. Я с этим сталкивалась. А у нас ещё и улицы и переулки бывают с одинаковым названием, и это тоже добавляет сложности».
Увлечённые разговором, мы почти не заметили, как дошли до здания «Корочанского водоканала», куда Людмила Григорьевна должна передать заказное письмо. «Все организации в городе обслуживает почта, поэтому здесь почтальонов ждут. У нас обычно до 20 организаций на одном участке».
Я остаюсь ждать на улице, а Людмила Григорьевна заходит во двор предприятия, где её встречают работники водоканала.
Через пару минут почтальон возвращается, и мы продолжаем наш путь, — теперь идём разносить пенсии. Мне стало интересно, что почтальонам нравится в их профессии больше всего остального.
— Нравится общение с людьми. Я всегда узнаю от них что-то новое, и сама нередко рассказываю адресатам новости, истории из жизни нашего города, часто рекомендую, какие газеты лучше выписать. Вообще люди нас очень ждут, особенно пенсионеры, которые после пандемии сидят дома. Мы в основном с таким контингентом работаем. Они уже и не представляют, что будут делать, если почтальона не будет. Как они денежки получат? С кем поговорят? Кому расскажут новости? Поэтому это дело ответственное.
Также мне очень нравится работать на свежем воздухе. Хотя и дождь, и снег, и мороз, и жара — всё это наше, но однако же, это не сидячая работа в офисе. Физически, конечно, порой приходится сложно — в день прохожу 14 километров. Но всё-таки я считаю, что это лучше, чем быть постоянно «привязанным» к рабочему столу и стулу, — рассказывает моя собеседница.
На своих двоих...
Тем временем мы прошли приличное расстояние и завернули в переулок с частными домами. Людмила Григорьевна продолжает свой рассказ.
— Физическая нагрузка у почтальонов действительно большая. Ноги часто ноют. Даже молодым сотрудникам, которых я обучала и которые любят ходить, время от времени бывает сложно. Это сегодня у меня писем немного, а когда я беру с собой большую сумку килограмм на семь и ношу её на плече и в жару, и в холод, то всё это на здоровье, конечно, сказывается, ноги гудят постоянно. И, бывает же, что и не присядешь нигде, — погружает в свою работу почтальон.
В этот момент в моей голове всплывает образ почтальона на велосипеде с большой сумкой писем. Я спрашиваю у Людмилы Григорьевны, выдают ли почтальонам какой-то транспорт.
«Ну, сельским почтальонам выделяют велосипеды. Там достаточно большие расстояния, поэтому им такой транспорт необходим. Раньше и в Короче давали велосипеды, я тоже на одном каталась. Но у нас в городе есть многоэтажки, и бросить велосипед, когда разносишь почту по квартирам, нельзя, могут же и угнать», — продолжает Караченцева.
И выслушает, и поговорит
Мы подошли к нужному адресу. Людмила Григорьевна идёт относить пенсию. Я остаюсь ждать на улице. Ждать приходится долго, почтальона никак не хотят отпускать. Возвращается Людмила Григорьевна минут через 25.
— С пенсионерами нужно общаться. Это часть нашей профессии. Люди из-за неспокойной ситуации в области сейчас сильно волнуются, и часто делятся со мной своими переживаниями. У кого-то родственники на СВО, у многих бабушек, которым я приношу пенсию, там дети, внуки. Психологически им очень трудно. А я выслушаю, поговорю с ними, успокою. Поэтому чтобы быть почтальоном, нужно ещё немного быть и психологом, — объясняет Людмила Григорьевна.
По рассказу моей собеседницы я понимаю, что профессия почтальона непростая, в ней много нюансов и сложностей. Я интересуюсь, что должен знать человек, который собирается устроиться работать почтальоном.
«Ну, во-первых нужно запастись терпением, ведь общение с людьми — дело нелёгкое, надо уметь расположить к себе человека, приходить к адресату с улыбкой, нести позитив. А иногда возникают конфликтные ситуации, и тогда гордость свою приходится прятать, чтобы не скандалить с людьми.
Во-вторых, почтальон обязательно должен быть коммуникабельным. Нам часто нужно объяснять адресатам какие-то вещи, в которых они могут запутаться. Например, вот узнаёт человек о том, что будет повышение пенсии, и ждёт его, спрашивает у нас, когда же наконец-то повысят. А мы рассказываем, что есть повышение для обычной пенсии, а есть для социальной. Но люди этого не знают, и все нюансы приходится объяснять нам. Ну, и, конечно, у почтальона должна быть хорошая память, чтобы помнить все пути, а также понимать, где какой адрес находится», — говорит Людмила Григорьевна.
Труд тяжёлый, а зарплата маленькая
Спрашиваю у Людмилы Григорьевны, сколько сейчас платят за нелёгкий труд почтальона.
— Это главная проблема нашей профессии. Мне как пенсионерке, которая получает ещё и пенсию, зарплаты хватает, хотя она минимальная, и молодые работники, которые устраиваются работать почтальоном, надолго здесь не задерживаются. На такую зарплату трудно самому прожить, а уж семью содержать совсем невозможно. Поэтому к нам никто не идёт, подменных нету. Приходится пенсионерам помогать, подрабатывать. А мне к пенсии это приятная прибавка. Конечно, ради денег работать почтальоном никто не пойдёт, — делится Караченцева.
Двигаемся дальше. Почтальону нужно доставить адресату выписанную газету.
«Газет стали выписывать меньше. Раньше наша районная редакция располагалась в Короче, газет выходило больше, в них всегда печатали свежие новости (сейчас газету выпускают сотрудники издательского дома „Мир Белогорья“ — прим. Ф.). А сейчас этого уже нет, и люди отказываются выписывать местную корреспонденцию», — продолжает почтальон.
Некоторым адресатам Людмила Григорьевна доставляет письма или газеты в почтовый ящик, а другим заносит прямо в дом. У меня возникает вопрос, были ли какие-то необычные ситуации, в которых ей приходилось оказываться.
— У меня только неприятный был случай. Как-то раз я пришла отдать корреспонденцию одной женщине. Ей заносить почту нужно домой, и я это уже много раз делала. У неё есть собака, которую она обычно закрывала в вольере. А однажды хозяйка вольер не закрыла, и её среднеазиатская овчарка выскочила, не послушала команды и вцепилась мне в руку, порвала её. Потом вышел хозяин и собаку от меня отогнал, но случай этот запомнился мне надолго, — вспоминает собеседница.
Работает Людмила Григорьевна с утра до вечера пять дней в неделю. Я захотела узнать, что она делает, когда не ходит на работу.
— Я вязать люблю, да и внуки у меня сейчас тоже своего рода увлечение. Правда не получается выделять им достаточно внимания из-за работы. Поэтому в семье отрицательно относятся к моей подработке, тем более, что ещё и зарплата маленькая. Ну, может быть, повысят зарплату, и тогда поменяется отношение к этой профессии, — предполагает Караченцева.
Почти все письма и пенсии Людмила Григорьевна уже разнесла, остался только один адрес. Самое время задать финальный вопрос: что почтальон хотела бы изменить и улучшить в своей работе.
«В первую очередь хотелось бы получать достойную зарплату. Тогда и люди пойдут на эту работу. Вот сейчас у нас пять почтальонов в Короче, но мы не ходим ни в отпуск, ни на больничный, потому что подменить нас некому. Есть ещё и другие моменты, которые можно было бы как-то изменить, но вопрос с зарплатами остаётся первостепенным», — говорит почтальон.