Сринивасано-Бутеринская Демократическая Республика
В 2022 году предприниматель Баладжи Сринивасан представил концепцию Network State, объединяющую альтернативное видение системы государственного устройства с технологией блокчейн. Всего за три года эта идея перестала существовать исключительно на бумаге и уже перешла в физический мир.
В новом материале ForkLog расскажем об исторических предпосылках развития Network State, открытии Network School, «всплывающих городах» Zuzalu Виталика Бутерина и о том, почему на территорию их предшественника Либерленда не пускают даже его граждан.
Сепарация ради объединения
Истории известно множество попыток организации параллельных государству сообществ: Койнон Загорисцев в Османской империи, многочисленные иезуитские миссии в Новом Свете, еврейские кибуцы в Палестине. Подобные автономии требовали компактного проживания на строго ограниченной территории. В наше время интернет позволяет создавать целые государства единомышленников без обязательной географической привязки.
Появление в 2008 году биткоина придало импульс старым идеям. Шифропанки принялись выстраивать новую техническую архитектуру либертарианской сети, пока политические активисты продвигали идеологическую надстройку к ней.
В конце 2000-х активист Патри Фридман и управляющий хедж-фондами Питер Тиль популяризировали концепцию систейдинг-городов. Они мечтали о колониях в океане, которые можно перемещать и видоизменять по воле их жителей — совсем как в фильме «Водный мир». Затея потерпела неудачу, но философия осталась живой.
Со временем финансируемый Тилем фонд Фридмана Pronomos Capital инвестировал в несколько проектов сетевых государств — Praxis, Prospera, Itana.
«Школа нераскрытых талантов»
Собственную концепцию сетевых государств предложил бывший CTO Coinbase Баладжи Сринивасан. Идею Network State он описал в одноименной книге 2022 года, на работу над которой ушло восемь лет.
Проект быстро набрал популярность в Кремниевой долине. Его поддержали инвестор Марк Андриссен, CEO Coinbase Брайан Армстронг, соучредитель AngelList Навал Равикант и сооснователь Ethereum Виталик Бутерин.
Network State предлагает использовать рынок для ускорения социального прогресса — любой желающий, используя современные средства коммуникации и цифровые финансы, может основать стартап-сообщество.
Криптовалюта обеспечивает экономическое функционирование, позволяет вести учет и идентификацию жителей, проводить голосования и участвовать в краудфандинговых кампаниях. Земля — собственность Network State в физическом пространстве, находящаяся в пользовании его членов. Она может быть распределена по всему миру в виде «архипелагов».
В 2023 году запущен подкаст The Network Podcast и сформирован венчурный фонд для инвестиций в смежные инициативы — Balaji Fund. Первым серьезным шагом в реализации концепции стало формирование Network School в 2024.
Согласно блогу Сринивасана, школа ищет следующих кандидатов:
«Наш идеальный сотрудник — это человек, который понимает, что сегодня настает новая реальность: интернет набирает силу, Азия поднимается, а технологии окончательно децентрализовались и больше не сосредоточены в одной Кремниевой долине. Что касается конкретной области, над которой вы работаете — это менее важно, чем ваша глубина вовлеченности. Кто-то из наших кандидатов будет только начинать карьеру (например, выпускники школ или недавние PhD), другие — уже с опытом (разработчики open source, научные исследователи, участники стартапов на ранней стадии, преподаватели инженерных дисциплин). Но мы гибки в критериях — главное, чтобы вы были технарем».
План предполагает пять основных этапов формирования Network School:
- «Стартап общества» (v1 — завершен). Экспериментальная сессия для 128 участников в IV квартале 2024 года. Для большинства участников был успешным, ряд замечаний учтены в учебной программе v2;
- «Общество как услуга» (v2 — длится в настоящее время). В марте 2025 запущена годичная программа для 256 участников. Главное отличие от первой версии — реальный спрос на создание постоянного «облачного» сообщества. Основной критерий отбора — пионеры, готовые строить проект в долгосрочной перспективе;
- «Общество с нуля» (v3). Параллельно с запуском второй версии строится постоянный кампус Network School рядом с текущей локацией (видимо, речь об арендованном острове). В нем смогут разместиться тысячи энтузиастов со всего мира, которые будут учиться, тренироваться, зарабатывать и просто наслаждаться жизнью;
- «Масштабирование школы» (v4). Для создания переносимого шаблона во время строительства постоянного кампуса используется модульная архитектура, которую можно открыто распространять и воссоздавать в любой точке мира;
- «Создай собственное общество» (v5). Многие участники программы приходят с авторскими проектами, в которых опираются на социальные, цифровые и физические шаблоны в рамках школы. Лучшие из них будут профинансированы. Когда объединения начнут проявляться, возникнет единая сеть стартап-сообществ.
Первые два этапа проходят в колоритном месте на берегу океана — малайзийском городе-призраке Forest City.
Расположенные в зоне свободной торговли апартаменты предлагают размещение за $1500 в месяц с соседом, $3000 — самостоятельное. Согласно регламенту второго этапа, остановка рассчитана на один год и продлится до марта 2026 года.
В программу проживания входят постоянные тренировки, диета и криованны под руководством «гуру продления жизни» Брайана Джонсона.
Сооснователь Ethereum и сети «всплывающих городов» Zuzalu Виталик Бутерин в целом согласен с базовой концепцией Network State, но имеет некоторые разногласия со Сринивасаном. Главная претензия — риск превращения «сетевых государств» в клубы для богатых и чрезмерное сосредоточение власти в руках основателя.
На Network State Conference 2024 в Сингапуре Бутерин напомнил, что сетевое государство подразумевает объединение онлайн-сообщества в физическое с целью политической автономии. Предполагается, что подобные организации выступают как потенциальный преемник либертарианства, сочетающего индивидуализм с ценностями коллектива. По мнению Бутерина, для реализации концепции сетевых государств необходимо решить два основных вопроса — управление и членство.
«Всплывающие города» Zuzalu
Вдохновленный идеями Сринивасана, Виталик Бутерин смог их адаптировать под актуальную реальность. Он решил начать с простых встреч на несколько месяцев на различных базах отдыха.
Первое мероприятие Zuzalu проходило с 25 марта по 25 мая 2023 года на территории черногорского курорта Луштица Бей. В нем приняли участие около 200 человек, плюс порядка 300 приехали на одну-две недели. «Всплывающий город» ориентировался прежде всего на интересующихся продлением жизни, криптографов, исследователей ИИ, предпринимателей и энтузиастов Network State.
Правительство Черногории благосклонно относится к сетевым государствам. Страна запустила программу виз для цифровых кочевников в 2021 году, а годом позже предоставила гражданство Бутерину.
Апартаменты обходились участникам в $1800 в месяц, включая организационный взнос и завтраки. Заселиться можно было с помощью ZuPass — «паспорта», создающего QR-коды с поддержкой доказательств с нулевым разглашением (ZKP).
По словам посетившей Zuzalu журналистки Decrypt Шуяо Конг, СМИ ошибочно представляли его как тусовку криптобогачей, мечтающих с помощью технологий жить вечно.
«Это далеко от истины. Конечно, там были сторонники долголетия, которые устраивали холодные погружения, соблюдали пост и постоянно следили за уровнем глюкозы. Но большинство участников, вроде Виталика Бутерина, просто старались вести здоровый образ жизни», — добавила она.
В 2025 Zuzalu исполнилось три года. За это время экосистема проекта разрослась до более чем 30 «всплывающих городов» в тайском Чиангмае, Стамбуле, Занзибаре, Гане, Аргентине, Индии, США, Берлине и других городах и странах.
В отличие от Сринивасана, Бутерин считает, что участники Network State не могут игнорировать нужды и потребности населения территорий, прилегающих к сетевым общинам. После наводнения в Чиангмае команда Zuzalu начала принимать заявки на восстановление домов и помощь пострадавшим от стихийного бедствия.
К марту 2025 года так удалось собрать 5 млн бат (~$140 000) для поддержки 506 жителей. Восстановление домов и инфраструктуры прошло по плану, а местные власти активно вовлекались в процесс.
Однако у проекта есть и негативные отзывы. Так, разработчик Aspis Protocol Владимир Просвиркин поделился в своем блоге опытом посещения мероприятий Zuzalu в Грузии:
«На первый взгляд, казалось, что ZuVillage воплощает в себе сообщество, которое может найти баланс между самоуправлением и общими интересами. Однако несколько инцидентов показали, что принципы плюрализма и децентрализации находятся под угрозой».
По его словам, произошло как минимум два случая, когда члены общины были выселены с применением физической силы. В одном из эпизодов его друга отчислили из-за нарушения правил, но в излишне жесткой манере.
«Такая реакция нанесла резкий удар по предполагаемому духу ZuVillage, который должен был стать моделью для будущих обществ, основанных на сотрудничестве, инклюзивности и децентрализации, а не полицейским государством, которое жестко следит за соблюдением правил конфиденциальности», — добавил Просвиркин.
В попытках добиться справедливости он пробовал использовать Web3-инструменты. Анонимная платформа для обсуждений Agora ему не помогла: у разработчика создалось впечатление жесткой модерации с удалением комментариев. Он также прокомментировал ZKP-приложение:
«Что касается ZuPoll, то этот инструмент просто не используется для важных дел, и [я] получил сладкие опросы типа „какая кошка самая милая“, без реального влияния на руководство или процесс принятия решений».
Президент или босс?
С момента распада Югославии небольшая территория между Сербией и Хорватией на западном берегу Дуная оставалась terra nullius, пока 13 апреля 2015 года Вит Едличка и Яна Марковичова не провозгласили Свободную Республику Либерленд.
Согласно официальному сайту государства, на конец июля заявки на получение гражданства направили 800 000 человек, из них 1158 стали обладателям паспортов. Общая площадь Либерленда составляет примерно 7 км², его границы размечены так, чтобы не посягать на территорию соседних стран.
Несмотря на это, у Едлички регулярно происходят конфликты с хорватскими властями и пограничниками, которые не дают никому ступить на эту землю с единственным зданием — заброшенной рыбацкой хижиной. Множественные высадки с воды заканчивались арестами катеров «государственного флота» и их экипажей.
В августе 2023 года Либерленд сообщил через свою онлайн-газету о получении доступа на территорию и начале строительства. Грандиозная застройка предполагала мультифункциональный хаб с медицинской комнатой, отель «Либерленд», спроектированный итальянским архитектором Сержио Бьянчи за $10 млн, курортную зону, причал для яхт и многое другое, во что трудно было поверить.
Спустя месяц, по заявлению Либерленда, полиция все изъяла: инструменты, оборудование, генераторы, квадроциклы, велосипеды и личные вещи.
Пока физически развивать коммуну не получается, с виртуальной частью все идет по плану. В 2020 году начались криптовалютные эксперименты Либерленда в сети EOS при участии ее основателя и автора идеи «истинной демократии» Дэна Ларимера. Сейчас управление государством полностью цифровое. Все — от голосования за министров до национальной цифровой валюты — построено на базе блокчейна Polkadot.
В октябре 2024 года основатель TRON Джастин Сан стал первым премьер-министром Либерленда. Позднее, в 2025 году, появилась возможность переводить валюту Liberland Dollar (LLD) с помощью моста в сеть Сана.
Всего у Либерленда две официальные криптовалюты — LLD и Liberland Merit (LLM). Первая используется для переводов и может участвовать в финансовых расчетах и операциях зарегистрированных в «юрисдикции» Либерленда компаний. LLM создана для управленческих целей — голосования.
Основные источники дохода государства — деньги инвесторов и филантропов, также продажа паспортов. Персональный обходится в $10 000, семейный — в $20 000. На данный момент он фактически не дает никаких социальных преимуществ, однако предлагает «упрощенное» ведение бизнеса по программе электронного членства (E-Residency card).
В мае 2025 года представлен план реконструкции побережий вокруг Либерленда. Поддерживаемый международными инвесторами и сторонниками инициативы проект предусматривает равные инвестиции — по ~$15 млн с участника — в приграничные регионы Сербии и Хорватии в течение следующих двух лет.
Президент Едличка находится в постоянных командировках, развивает страну и налаживает отношения — ищет инвесторов и открывает посольства, которых уже 77.
Свое десятилетие государство праздновало неподалеку — на арендованной базе отдыха. Сообщество собралось в лесных коттеджах в сербском Апатине — на берегу Дуная. Это место значится как одно из девяти «деревень диаспоры», разбросанных по всему миру. Большинство из них расположено в Латинской Америке.
Выводы
Ругательное слово «бролигархия» неизбежно приходит на ум, когда читаешь о популярных сетевых государствах в их нынешнем виде. Но, возможно, нечто подобное говорили и более 700 лет назад, когда образовались первые три кантона будущей Швейцарской конфедерации.
Оценивать эффект, который способны принести цифровые объединения, пока рано. Многие из них находятся лишь на первых стадиях формирования. Если учесть сколько лет необходимо государству, чтобы вырасти во что-то стоящее и целостное, то и вовсе слишком заблаговременно думать о финальном результате. Но энергичность Сринивасана вкупе с холодной логикой Бутерина и целеустремленностью Едлички способны вывести блокчейн-индустрию в новое качество. Каким оно будет? Покажет процесс эволюции.
Кроме того, еще многие проекты заслуживают отдельного обзора. Дашборд Network State насчитывает 117 активных проектов сетевых государств, среди них: Prospera, Praxis, Vitalia, Itana и другие.