Учитель на все времена: уроки жизни от Марины Картавцевой, которые с нами навсегда
И это все о ней
У Марины Игнатьевны много наград и званий. Кавалер ордена Ленина и ордена Дружбы, лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области», почетный гражданин города Воронежа, почетный председатель Воронежского областного отделения Российского детского фонда, который она организовала вместе с советским и российским писателем Альбертом Лихановым. Сама – тоже автор многих книг о воспитании детей и для самих детей: «Не позволяй душе лениться», «Дорога к людям», «Дети среди нас», «Сотворение личности». Последняя ее книга «Белый свет ненагляден» вышла в 2010 году. В ней Марина Игнатьевна размышляет о социальном и нравственном статусе учителя-профессионала в нашей жизни, а точнее – о самой жизни: зачем каждый из нас приходит в этот мир.
А еще по ее инициативе на всесоюзном радио появилась передача «Взрослым о детях». Она ее и вела, завоевывая своим чарующим голосом и своими смыслами все большую аудиторию радиослушателей. В эфир вышли десятки передач, половина из которых оставлена на вечное хранение в архиве Всесоюзного радио – как «свидетельство эпохи и не подлежит уничтожению».
И это все – не считая почти полувекового учительства, преподавания русского языка и литературы. И еще до последних своих земных дней она участвовала в общественной жизни города и родного Детского фонда, выступала с лекциями.
Для читателей редакции своими воспоминаниями о Марине Картавцевой делится ее школьная ученица, воронежский историк, сотрудник краеведческого центра библиотеки №2 им. А.В. Кольцова Елена Устинова.
Огородами и книгой
– Марина Картавцева родилась в Семилукском районе в простой крестьянской семье. Мама Анна Федоровна была женщиной малообразованной по нашим временам – грамотой овладела в церковно-приходской школе, но при этом всегда очень любила читать. Это была мама, которая никогда не присядет, вспоминала Марина Игнатьевна. Всегда что-то делала. И всегда – очень улыбчивая. Управившись по дому, садилась вязать, штопать, перешивать. А в семье росло три девочки и один мальчик. Причем две девочки носили одно и то же имя. Все потому, что во время крещения уже второй девочки дочкам местного батюшки очень нравилось имя Анна, и к тому же они забыли, что старшая девочка в семье уже этим именем названа. Так их и звали – Аня большая и Аня маленькая. Кстати, сама Марина Картавцева при крещении получила имя Мария. Но начитанной, жадной до знаний, до всего мира маме больше нравилось имя Марина, «морское» по происхождению – оно и было записано в советской метрике.
Семья жила довольно небогато, но дружно. Можно сказать, жила огородами и книгами. Для подрастающей Марины книга тоже стала центром жизни, да и не только для нее. Для любого молодого человека и девушки тех времен библиотека, книга – это был свет в окошке, причем буквально. Окошки в сельских библиотеках горели допоздна.
Культ знаний и духовности
– После войны, после гибели отца под Сталинградом Марина уехала в Воронеж поступать на историко-филологический факультет ВГУ. Это был нынешний красный корпус научной библиотеки ВГУ на проспекте Революции. А в послевоенное время в нем обосновался весь университет. После успешного окончания ВГУ Марина Картавцева начала учительствовать в белгородском городе Шебекино. Работала учителем русского языка и литературы, а затем директором школы №2. Потом, в 60-е годы судьба возвращает ее в Воронеж к совсем уже старенькой маме. Здесь с 1966 года Марина Игнатьевна работает учителем в левобережной школе №41, а с 1971 года – в школе №78, нынешней гимназии №9. Эта школа останется с нею до конца жизни. Здесь она долгие годы занималась со студентами-практикантами из Воронежского пединститута, затем ВГПУ. Благодаря Марине Игнатьевне в школе возникла атмосфера культа знаний, духовности, увлеченности делом. А дети и родители ждали помощи, верили в ее всесильное мудрое слово, потому что оно было искренним.
Она написала более 150 трудов – публицистических, философских, научных, духовных. Я бы сказала – душевных, потому что, несмотря на сложность материала, ее книги читаются на одном дыхании, сразу ложатся на душу и уже остаются с тобой навсегда.
Оторваться невозможно
– Я с самого детства особенно любила радио. И однажды включаю его вечером – а оттуда звучит спокойный, доброжелательный, даже магический голос, когда оторваться уже невозможно, а надо только слушать и слушать. Так мы все – и подростки, и родители – «включились» в новую передачу на всесоюзном радио «Взрослым о детях», которую стала вести Марина Картавцева. У нее был особый талант говорить, общаться, вовлекать и передавать знания. Она говорила о смысле жизни, об отношениях между людьми – и буквально завораживала именно своею ненавязчивостью, отсутствием даже намека на менторский тон и на пафос.
А потом подростком судьба меня забросила в Воронеж, где я пошла в 9 класс той самой 78-й школы. И вот открывается дверь, входит педагог и представляется: «Я ваш новый учитель русского языка и литературы». Слышу, что голос мне очень знаком и давно любимый, и не верю своим ушам! Моим учителем русского и литературы становится та самая Марина Картавцева. Это были не простые уроки. Они уводили нас на самую глубину литературных произведений. Марина Игнатьевна позволяла нам спорить, не соглашаться с общепринятыми в школе постулатами и стереотипами. Но при этом свою точку зрения нужно было обязательно доказать.
Белый свет ненагляден
– Ее с нами нет уже больше 10 лет. И последний период ее жизни был связан с цифровой эпохой. Но она все время поклонялась бумажной книге. Ее собственную книгу «Белый свет ненагляден» можно считать программным произведением. Это – отражение слов ее мамы Анны Федоровны и всей собственной долгой жизни, главных ценностей. Марина Игнатьевна жила на пятом этаже обыкновенной воронежской «хрущевки», и даже когда уже в конце жизни ей стало тяжело спускаться и подниматься, все равно каждый день благодарила белый свет за всю его ненаглядную красоту. Она первой в Воронеже стала украшать свой подъезд цветами, на окнах повесила занавески, чтобы везде и для всех было красиво. А в целом эта книга – размышления о том, как прекрасна жизнь в любые, даже самые трудные времена. И главный смысл – каждому из нас добавлять свою красоту, свой свет, несмотря ни на что. Делать этот мир лучше и осмысленнее в самые сложные общие времена и на самых крутых виражах личной судьбы.