J-horror заговорил по-испански: рецензия на фильм "Вопль" (2024)
Пытаясь отыскать информацию о биологической матери, Андреа узнает, что та скончалась совсем недавно, а в молодости совершила необъяснимое убийство. Выяснив, что приемные родители скрывали от нее правду о психическом состоянии родственницы, девушка решает лично разобраться со своим прошлым, еще не подозревая, что это страшное прошлое вот-вот настигнет её в ответ.
Довольно скоро в своих поисках главная героиня "Вопля" обнаружит пустующую квартиру в неприметной многоэтажке, не устоит от искушения заглянуть внутрь, и... На этом этапе зритель уже поймет, что одним из ключевых источников вдохновения режиссера и сценариста Педро Мартина Калеро стал старый-добрый Ju-On Такаши Шимицу. Корни классики j-horror'а на удивление хорошо прижились на испанской почве: из восточных ужасов о нехороших домах и мстительных духах Калеро позаимствовал как выстроенную "лесенкой" структуру истории трех женщин (Андреа — только первая из них), так и основной подтекст.
В "Вопле" воплощением насилия становится не жертва, как в "Проклятии", а сам первоисточник зла. Андреа и других женщин преследует призрак в обличии бледного старика, недобрые намерения которого читаются в одном лишь тяжелом взгляде. Несложно понять, что этот оживший травмирующий символ героиня получает в наследство не столько от непутевой родительницы, сколько от всего женского рода. Калеро удалось эффектно завернуть тот собирательный образ, который более топорно эксплуатировал Гарленд в "Роде мужском", не ограничиваясь поверхностным тезисом о том, что быть женщиной — страшно. Куда страшнее влияние зла, которое манит шагнуть навстречу, отринуть сопротивление и позволить себе быть проглоченной тьмой забытой квартиры в городском "муравейнике". А сколько таких квартир по всей Аргентине, во всем мире?
Не желая лишний раз отвлекать зрителя от ловко подхваченной идеи, Калеро старается не перенасыщать ленту, собственно, хоррор-составляющей. И ему это удается. Потенциальные скримеры исчезают без следа в полушаге от громкой кульминации, натянутая струна напряжения застывает в пальцах постановщика, не издавая лишних противных звуков, но успевая пробрать до дрожи самой подготовкой. Как и драматическая часть, сцены ужасов поставлены умело, свежо и современно, даже если не принимать во внимание их некую вторичность для жанра в целом. Отдельно стоит похвалить выбор саундтрека: Оливье Арсон, набивший руку на "Хищниках" (2022) и "Свинке", переложил тревожность на звуки стонов и вздохов, напоминающие о леденящей душу музыке из первого "Синистера".
При этом режиссера время от времени тянет к дебютантскому "заявлению о себе" — он слишком старается зацепиться за любимые критиками реализм в нарочито длинных кадрах. На стене комнаты одной из героинь мы увидим постер фильма Кесьлёвского, и следующие полчаса Калеро будет доказывать знание матчасти скрупулезным копированием манеры польского мастера с отсылками к "Короткому фильму о любви". К сожалению, эта часть фильма выглядит натянутой: в то время, когда жанру отчаянно нужны новые юные голоса, вовсе не нужно запоминаться как замена старым.
Тем не менее, попасть в список самых примечательных фильмов ужасов года "Воплю" уже удалось. Это уверенный и умный авторский хоррор, который наверняка не только порадует ценителей азиатских кошмаров, но и зацепит аудиторию, которой жанровое приложение даже не близко. Кино, побуждающее на обдумывание и дискуссии, при этом не забывающее о жанровой "базе" — а значит, волнующее и пугающее — точно заслуживает внимания.
Обсудить