Конституционный суд защитил права зачатых в результате ЭКО детей
Конституционный суд России объявил, что некоторые положения ст. 10 федерального закона «О страховых пенсиях» не соответствуют Конституции и подтвердил право детей, рожденных после использования искусственного оплодотворения от умершего до процедуры отца, на получение пенсии по утрате кормильца. Суд признал ч. 1 и 3 ст. 10 данного закона не соответствующими ст. 7, 19 (ч. 1), 38 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 671 (ч. 4) Конституции. «Поскольку действующее правовое регулирование не предусматривает возможность назначения страховой пенсии по случаю утраты кормильца ребенку, зачатому с помощью вспомогательных репродуктивных технологий после смерти застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования супруга его матери (который при жизни выражал намерение иметь детей с использованием ВРТ и в отношении которого в последствии судебно установлен факт отцовства) и, соответственно, рожденному более чем через 300 дней после смерти отца, при этом не предусмотрены другие регулярные выплаты для такого ребенка, сопоставимые с этой пенсией», — указано в решении суда.
Рассмотрение запроса состоялось 22 октября прошлого года. Запрос на проверку законности положений ч. 1 и 3 ст. 10 закона «О страховых пенсиях» подала жительница Санкт-Петербурга Мария Щаникова. В ноябре 2016 года она провела экстракорпоральное оплодотворение с использованием репродуктивных клеток покойного мужа Антона Щаникова. Биоматериал был сдан им при жизни и заморожен. После неожиданной смерти мужа, более чем через 300 дней после, Щаникова использовала этот биоматериал, и в 2018 году у нее родились мальчики-близнецы.
Суд подтвердил факт отцовства Антона Щаникова, однако пенсионный орган отказал в начислении страховой пенсии по утрате кормильца, сообщает «Коммерсант». Судебные инстанции поддержали это решение, исходя из того, что дети истца не находились и не могли находиться на иждивении отца, так как он умер до их зачатия. Следовательно, доходы отца не могли быть учтены истицей при принятии решения о зачатии детей и при наличии возможности их содержания после рождения.