Добавить новость
ru24.net
Kfaktiv.ru
Октябрь
2025
1
2 3 4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

«Осознанный выбор»: эксперты оценили экономические тезисы Путина на Валдае

0

«Охлаждение экономики не означает рецессию»

Главной задачей для экономики РФ является ее диверсификация и повышение производительности труда. Сейчас идет вынужденное охлаждение, которое не должно её переморозить, заявил на заседании клуба «Валдай» Владимир Путин. Еще один его базовый тезис, связанный с экономической тематикой, касался энергоносителей. По мнению президента, попытки вытеснить российскую нефть с мирового рынка мгновенно отправили бы цену на уровень выше $100 за баррель.

тестовый баннер под заглавное изображение

Нужно и дальше укреплять макроэкономическую стабильность и понижать инфляцию, но при этом всё-таки попытаться сохранить положительную динамику экономического роста, заметил Путин, напомнив, что в 2023-м и 2024 годах ВВП России прибавлял темпами выше 4% в год.

«Но еще в прошлом году, в конце, мы сказали – да, для того, чтобы побороть инфляцию, мы должны пожертвовать такими рекордными темпами роста. И Центральный банк приподнял ключевую ставку, которая, безусловно, влияет на экономику в целом. Надеюсь, это не переморозит экономику», — рассуждал глава государства.

По его словам, правительство намерено проводить «мероприятия, связанные с вынужденным охлаждением». При этом, ради восстановления макроэкономических показателей, придется пожертвовать темпами роста. Путин добавил, что решение о повышении НДС со следующего года означает, с одной стороны, увеличение налоговой нагрузки, а с другой, позволит и Центральному банку, и правительству удержать основные макроэкономические параметры, и «создать условия для дальнейшего развития». 

«Вынужденное охлаждение» — это намеренное замедление темпов экономического роста для борьбы с инфляцией и возвращения экономики к сбалансированной траектории, — поясняет ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. — После двух лет активного роста выше 4% годовых российская экономика в 2024 году столкнулась с перегревом — спрос значительно опережает возможности предложения, что разгоняет инфляцию. ЦБ и правительство приняли решение сознательно замедлить экономику, чтобы не допустить более серьезных проблем в будущем. Под «мероприятиями» президент имеет в виду комплекс мер денежно-кредитной политики. Основной инструмент — поддержание достаточно высокой ключевой ставки, которую ЦБ уже начал опускать: с пикового 21% до текущих 17%. Но она еще остается на уровне, сдерживающем кредитование и охлаждающем потребительский спрос. Банк России прогнозирует дальнейшее снижение до 15–16% к концу года. Параллельно идет нормализация бюджетной политики, включая корректировку льготных программ кредитования».

Важно понимать — охлаждение не означает рецессию или кризис. Как отметила глава регулятора Эльвира Набиуллина, Россия впервые проходит полноценный экономический цикл: выход из перегрева происходит плавно, без резких скачков инфляции и безработицы. Прогноз роста ВВП на 2025 год составляет 1–1,5%, что хоть и ниже предыдущих лет, но все равно остается положительным показателем. Экономика не замораживается, а возвращается к устойчивой динамике развития. По словам собеседника «МК», президент справедливо заметил, что главная задача на перспективу — диверсификация и повышение производительности труда. Текущая ситуация создает именно те условия, когда бизнес вынужден искать эффективность не через наращивание объемов, а через технологическую модернизацию и оптимизацию процессов. Это тот самый период, когда закладывается фундамент для качественного, а не количественного роста.

«Да, сейчас приходится жертвовать рекордными темпами роста ради макроэкономической стабильности. Но это осознанный и правильный выбор, — говорит Расторгуев. — Альтернатива — разгон инфляции до двузначных значений, обесценивание сбережений граждан и последующий жесткий кризис. Управляемое охлаждение позволяет пройти этот этап с минимальными потерями и выйти на траекторию устойчивого долгосрочного развития с целевым уровнем инфляции 4% уже в 2026 году».

Затронув на заседании клуба «Валдай» тему первичных энергоресурсов, Путин прокомментировал идею французского президента Макрона задерживать танкеры с российском нефтью: «Наши оппоненты всегда призывают к соблюдению международного права… В международном праве нет ничего, что говорило бы о том, что можно разбойничать, пиратствовать и захватывать чужие корабли без всякого на то основания. И это может привести к тяжелым последствиям».

Напомнив, что РФ является третьим производителем нефти в мире после США и Садовской Аравии, президент усомнился в том, что выпадение российских объемов никак не отразится на мировой энергетике и экономике. «Если даже в дурном сне представить, что можно вывести за скобки российского производителя и российских трейдеров, которые обеспечивают значительную часть на мировом рынке, цены взлетят до небес, за $100 за баррель, всё улетит мгновенно», — выразил уверенность Путин.

«Суммарно Россия экспортирует около 7 млн баррелей жидких углеводородов в сутки – это и нефть, и нефтепродукты, и газовый конденсат, — рассказывает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Это очень большие объемы, и, если попытаться убрать их с рынка в течение короткого времени (условно, за неделю или месяц), это создаст глобальный дефицит, и цены, действительно, уйдут высоко. Можно вспомнить весну 2022 года, когда мы только-только начали перестраиваться на альтернативные рынки, в частности, на Индию, а США прекратили импортировать российскую нефть и нефтепродукты с 1 апреля. Европейцы тогда просто боялись брать дополнительные объемы, ограничиваясь поставками по долгосрочным контрактам. На переориентацию, на налаживание логистики, на переговоры и заключение новых контрактов, у России ушло несколько недель. В итоге пришлось сократить добычу на 1 млн баррелей в сутки».

И это, напоминает Юшков, обернулось тогда скачком мировых цен до $120 за баррель марки Brent. А сейчас речь идет о потенциальных рисках выпадения куда большего объема — 7 млн б/с. Очевидно, что пострадают сами же западные страны, нетто-импортеры – и США, и Евросоюз. Кстати, президент Макрон не призывает ввести полное эмбарго на морские перевозки российской нефти, он лишь предлагает задерживать танкеры на день-другой, а затем отпускать. Поскольку при оплате перевозки учитывается время (количество суток), для России эта тактика приведет к росту издержек, к торможению сложившейся логистики и к усилению токсичности самого груза в глазах судовладельцев. Стоимость фрахта увеличится. Макрон понимает: запрет на экспорт чреват дефицитом и подорожанием всей мировой нефти. Значит, надо действовать более изощренно.  

«В любом случае, чтобы вытеснить российскую нефть с глобального рынка, недостаточно просто арестовывать танкеры, — рассуждает Юшков. – Нужно чем-то заместить её, нарастив собственную добычу. Американцы этого сделать точно не смогут. Во-первых, потому, что нынешняя, довольно низкая ценовая конъюнктура не позволяет им увеличить выпуск на своих месторождениях. Во-вторых, надо помнить: нефть в США сланцевая, сверхлегкая, малосернистая. По сути, это газовый конденсат. Россия же на мировом рынке представлена тяжелым среднесернистым сортом Urals. Он очень востребован; нефть со сходными характеристиками некогда экспортировала Венесуэла, но и она под санкциями. Соответственно, заменить автоматом российскую нефть на американскую не получится».  




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus
















Музыкальные новости




























Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса