«Трамп закосил под дурачка»: выяснилось, почему США так важны подземные ядерные взрывы
Эксперт Кнутов заявил, что испытания ядерного оружия США спровоцируют 20 стран
Россия сделала ответный ход на заявления Дональда Трампа о намерениях начать ядерные испытания. Министр обороны России Андрей Белоусов в среду, 5 ноября, предложил Владимиру Путину начать комплексную подготовку к возобновлению испытаний ядерного оружия на архипелаге Новая Земля.
По словам военного аналитика, историка сил ПВО Юрия Кнутова, президент Трамп фактически открыл ящик Пандоры: если США все-таки проведут ядерные испытания, то их примеру могут последовать еще 20 стран. Эксперт также объяснил, чем опасны реальные взрывы и почему США не хотя испытать свое ядерное оружие безопасным способом — с помощью компьютерного моделирования взрыва.
тестовый баннер под заглавное изображение
Напомним, что президент России в среду, 5 ноября, охарактеризовал заявление администрации США о возможном проведении американских ядерных испытаний как серьёзный вызов. По словам Владимира Путина, подобные действия требуют адекватного ответа с учётом национальных интересов страны.
Директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин сообщил, что Вашингтон уклонился от предметного ответа на официальный запрос Москвы относительно планов в ядерной сфере. Ранее американская сторона заявляла о возможности возобновления испытаний.
Как отметил Белоусов, в октябре США провели учения с отработкой сценария превентивного ракетно-ядерного удара по территории России. Эти действия, по оценкам российского военного руководства, создают прямую угрозу стратегической стабильности.
По словам военного эксперта Юрия Кнутова, заявления Трампа о возможных испытаниях ядерного оружия якобы в ответ на наши испытания «Буревестника» и «Посейдона» вызывают много вопросов.
— С одной стороны, возможно, он недопонял то, что у нас испытывались ядерные энергетические установки, а не ядерные боеголовки. Это разные вещи. Хотя я, в общем-то, думаю, что эксперты из его команды должны были такие моменты ему объяснить. А с другой стороны, Трамп может использовать это как повод для начала ядерных испытаний. Потому что сейчас идёт программа перевооружения американской ядерной триады. В частности, вместо ракет «Минитмен» будут ракеты «Сентинел». Это новые шахтные межконтинентальные баллистические ракеты, вероятнее всего с ядерными боеголовками нового типа. Кроме того, новые ракеты поступят на новые атомные подводные лодки «Коламбия». Вероятнее всего, там также встанет вопрос о боеголовках нового типа. В триаду также входят бомбардировщики B-21 «Райдер», и гиперзвуковые ракеты, для которых также нужны будут ядерные боевые части. Поэтому, возможно, Трампу нужен был повод для того, чтобы начать испытания боезарядов, которые пойдут на американскую ядерную триаду.
— Почему нельзя провести испытания без реального взрыва?
— С 90-х годов прошлого века существует технология, которая позволяет подобного рода испытания проводить с помощью суперкомпьютера без реального взрыва. Почему нужно испытание? Потому что после изготовления ядерных боеприпасов, даже при самых идеальных условиях хранения, может образоваться Плутоний-240. Этот изотоп приводит к нагреву зарядов, а также к тому, что количество боевого плутония снижается и даже может возникнуть ситуация, когда заряд просто не сработает, хотя, казалось бы, всё сделано идеально и правильно. Поэтому раньше проводили испытания для того, чтобы проверить — рабочий ли заряд или он требует переработки. Плутоний, после того, как там накапливается повышенное количество изотопов, необходимо снова перерабатывать. Этот цикл может повторяться три-четыре раза.
Но опять же для того, чтобы понять, нужно перерабатывать плутоний или нет, можно использовать суперкомпьютер, не обязательно прибегать к подземным ядерным взрывам.
— Чем опасны подземные ядерные взрывы?
— Помню, что когда нас информировали о том, что был произведён подземный ядерный взрыв, через какое-то время, условно, две-три недели, в каком-то месте, может быть, в нескольких тысячах километров, происходило достаточно мощное землетрясение. Эта связь не доказана учёными. Но если фиксировать взрывы и землетрясения, то зависимость этих землетрясений, причём достаточно разрушительных и порой в районах с высокой плотностью населения, от взрывов имеется. По крайне мере, землетрясения заставляли задуматься о том, что всё-таки подземные ядерные взрывы крайне вредны и влияют на сейсмическую обстановку. Кроме того, могут быть выбросы каких-то радиоактивных веществ в атмосферу, либо попадание различных радионуклидов в подземные грунтовые воды. Поэтому все боролись за запрет этих испытаний. И если Трамп сейчас возобновит испытания, то откроет ящик Пандоры, потому что это очень опасно. На сегодняшний день 20 стран мира могут производить ядерное оружие. Пока что действует запрет на распространение ядерного оружия. Но ничто не мешает каким-то странам выйти из подписанного договора, разработанного ООН, и начать подземные ядерные взрывы для проверки тех боезарядов, которые у них есть.
Поэтому у меня, конечно, возникают вопросы, насколько это решение Трампа адекватно и соответствует тому, что он пытается представить себя миротворцем, человеком, остановившим восемь конфликтов и, соответственно, пытающимся изменить ситуацию в мире в позитивную сторону. На самом деле он этим решением фактически разогревает и так уже накалившуюся атмосферу предвоенного периода.
