Пятьдесят на пятьдесят. Виктору Козлову – 50 лет
Когда аккурат на юбилей главного тренера «Салавата Юлаева» приходится «зеленое дерби», да еще в Уфе, лучше ничего не прогнозировать, а в качестве позитива принять за данность, что отмечать в любом случае некогда от слова «совсем» – сначала «Ак Барс», следом «Локомотив», что с точки зрения распределения мест в первой четверке имеет принципиальное значение. Словом, Виктору Николаевичу не до юбилея, и понять его можно.
Юбиляр в самом что ни на есть эпицентре, ждут от него прорыва третий год, что по нынешним временам небывалая роскошь – главному тренеру частенько и одной большой неудачи не прощают, не говоря уже о двух подряд с вылетом в первом раунде. Так что респект руководству клуба, а если брать выше и республики за то, что дают поработать.
Самое время вспомнить, как Виктор Козлов, ветеран в роли капитана звездной команды Вячеслава Быкова, победоносно шагал к первому в истории клуба Кубку Гагарина. Хорошо шагал, широко и уверенно, до сих пор помнится момент, когда заветный приз весной 2011-го подняли вместе капитан – Козлов, и самый харизматичный игрок – Александр Радулов.
Больше финалов у «Салавата Юлаева» не было, хотя много чего за спиной осталось. Ждать от Козлова такого же уверенного повторения успеха наивно – тот «Салават Юлаев» был жестко заточен под Кубок Гагарина, а нынче ресурс поменьше, проблем разного рода хватает, и конкуренция не чета началу десятых. Команда у Козлова играющая, боевая, иные матчи выдает на загляденье, и серии тоже удаются впечатляющие, да и место занимает достойное, но…
Главный тренер за свою долгую карьеру вывел непреложный закон, о котором не устает напоминать подопечным: даже если тебе кажется, что и без того выкладываешься на все сто, выкладываться надо на 110 процентов, и никак иначе. На своей шкуре прочувствовал – и игроцкой, и тренерской.
Ему повезло, что практически сразу после окончания игровой карьеры с дружеской подачи бывшего партнера еще по юниорской сборной Ильи Воробьева попал на тренерский мостик отличной команды, в тренерском штабе которой внес свой вклад в завоевание «Металлургом» второго Кубка Гагарина. Пять лет в Магнитогорске Козлову работалось комфортно, включая непростой и очень важный опыт пребывания на посту главного тренера, пусть «Металлург» и вылетел во втором раунде от будущего чемпиона-2018 «Ак Барса». Этот бонус стал хорошей рекомендацией для набора высоты уже в Уфе, где Козлов с учетом игровой карьеры работает уже седьмой год. А как все дальше сложится, не знают даже самые авторитетные аналитики.
…К середине 90-х породистые хоккеисты из нашего хоккейного хозяйства практически исчезли – одних волной унесло далеко за океан, другие еще не проявились. Поэтому так приятно было, видя игру юного Вити Козлова, думать, что не все пропало. Порода в нем чувствовалась по всему – по стати, по тому, как изящно при своих габаритах он работает с шайбой, по умению сыграть нестандартно и красиво, иногда где-то даже в ущерб результату. Откуда вроде было взяться этой элегантности, чем воспитанники тольяттинской школы не сильно отличались, и где ценились другие качества?
Рабочая семья, отец на автозаводе «металл плавил», мать на стройке трудилась крановщицей, трое детей, быт от работы зависел. Витю отец как известный на ВАЗе спортсмен с малолетства к спорту приучал, на коньки поставил в четыре года, в шесть он уже постигал азы в тольяттинской хоккейной школе у тренера Николая Николаева. Все оттуда, из детства, ну и от природы, естественно, и от упорства постигнуть, достичь, добиться. Отец контролировал ранние походы маленького сына на тренировки, тренеры достаточно быстро поняли, что мальчик способный.
Вырос он как-то вдруг, неожиданно для окружающих – и в буквальном, и в переносном смысле, в тот момент, когда советский хоккей как явление пребывал в агонии, а хоккей тольяттинский находился на низком старте. В 15 лет Витя Козлов забросил свою первую шайбу за команду мастеров – в переходном турнире в ворота карагандинского «Автомобилиста». Скауты заметили его еще тогда, когда он не сыграл за юниорскую сборную ни матча. За этим дело ни стало – правда, дебют на международной арене пришелся на период, когда тотальные победы остались в прошлом. От него у Козлова остались две медали – бронзовая и серебряная, последняя вкупе с попаданием в символическую сборную была завоевана на юниорском чемпионате Европы-1993, когда он уже играл за московское «Динамо».
Бело-голубые перехватили Виктора Козлова под носом у ЦСКА благодаря инициативе Петра Воробьева, который помогал в «Динамо» Владимиру Юрзинову, и возглавил команду после отъезда Владимира Владимировича в Финляндию. Реальную конкуренцию сохранившим кадры динамовцам в начале 90-х составляла как раз тольяттинская «Лада» Геннадия Цыгурова, и чуть в меньшей степени «Трактор» Валерия Белоусова. Козлов преуспел бы и дома, но наступил призывной возраст, с чем в «Динамо» вопрос решался легче, да и дальнейший путь из столичного клуба был прямее. В первый же сезон в Москве он стал чемпионом МХЛ, на второй год «Динамо» уступило «Ладе», но Виктор Козлов был уже в числе лидеров команды. На предсезонном турнире-1993 в Магнитогорске даже организовали пресс-конференцию с участием новой звезды, которую с распростертыми объятиями уже готов был принять самый российский на тот момент клуб НХЛ «Сан-Хосе». По всему было видно, что 18-летнего обаятельного и открытого молодого человека ждет блестящее будущее.
Блестящее будущее, как и официальный дебют в «Сан-Хосе» пришлось отложить не только по причине начавшегося в 1994-м локаута – осенью Козлов сыграл за бело-голубых всего три матча, и тут некстати трещина во льду оказалось на пути конька, ногу просто вывернуло с разрывом связок и открытым переломом малой берцовой кости, и дебют после операции и достаточно быстрого восстановления получился не таким, каким он ожидался от «самого талантливого в мире хоккеиста своего поколения» (это оценка канадского специалиста). Российская диаспора «акул» по ходу адаптации Козлова стремительно редела, но с великими Игорем Ларионовым и Сергеем Макаровым он сыграть успел, плохо себя представляя в роли партнера форвардов великой пятерки, чей плакат у него висел дома на стене с детства.
Ставка на россиян не сработала, тренеров не устраивало отношение новобранца к делу, и много позже Виктор Козлов скажет, что в чем-то были правы даже те наставники, которые, как ему тогда казалось, совсем его не понимали. Очередной тренер, а им был Дэррил Саттер, настоял на обмене, так Виктор Козлов в одночасье оказался на другом побережье во Флориде, с чего он и начал оправдывать надежды и осознавать, где, собственно, оказался.
…Оценивая заокеанскую часть его игровой карьеры, трудно отделаться от мысли, что такой уникальный талант в полной мере себя не проявил. Дело даже не в том, что Козлову не удалось стать обладателем Кубка Стэнли, хотя к неудачному периоду помимо первых сезонов можно отнести разве что обмен в «Нью-Джерси» (в «Айлендерс» и особенно в «Вашингтоне» было гораздо лучше). В конце концов, легендами, случается, становятся хоккеисты, которые до титула не добирались, тут самый наглядный пример из россиян – Павел Буре. Ну, не сошлось, бывает, это же не от одного, даже самого звездного игрока, зависит. С Павлом Буре, кстати, у Козлова во «Флориде» была отличная связка, которая блеснула на Матче всех звезд-2000. В том сезоне Козлов набрал рекордные для себя 70 результативных баллов, став с 53 передачами лучшим ассистентом и третьим бомбардиром «Флориды».
Он находил общий язык практически со всеми тренерами, даже с Майком Кинэном, который поначалу Козлова терпеть не мог. К нему не было претензий у партнеров, среди которых были большие, даже великие мастера. Его любили и многое прощали болельщики, обожавшие его «сольные выступления», изящную обводку и изумительные передачи. В принципе, у Виктора Козлова было все, чтобы стать ярчайшей звездой НХЛ рубежа столетий. Не случилось не только потому, что травмы мешали (а они действительно отняли как минимум сезон-полтора), или адаптация затягивалась.
Тренеры как правило ждали от Козлова большего, чем он выдавал на льду. Они видели в нем дремлющего Марио Лемье, лидера мирового уровня, ведь все данные для этого были налицо. Кроме одного – профессионал высочайшего уровня, и вполне себе трудяга, он ментально не мог быть стальным харизматичным лидером, даже когда уже во «Флориде» освоил амплуа центрфорварда.
В любой команде, в которой играл Виктор Козлов, обязательно оказывались духовитые лидеры, что было для них органичным. И роль второго плана (на их фоне, естественно) Козлова вполне устраивала. Да взять хотя бы россиян – Буре, Александр Могильный, Алексей Яшин, Сергей Федоров, Александр Овечкин, Александр Семин – со всеми ними он играл, будучи равноправным, не менее искусным и очень щедрым партнером, в то же время не претендующим на безусловное лидерство. Кто-то из наставников в сердцах посчитал «неправильное» отношение к собственным возможностям халтурой, но это была не халтура, а натура.
На карьеру в сборной России, сложившейся с перепадами и перерывами в основном из-за травм, это качество тоже, естественно, наложило отпечаток: две Олимпиады и пять чемпионатов мира от Виктора Козлова все-таки ждали, что, когда подкисали главные звезды, именно он будет брать на себя роль вожака – но из сложившегося образа он не выходил, при этом выкладываясь по полной. Конечно, и до бронзы-2005 надо было добраться, и до серебра-2010 тоже, но особенно во втором случае два последних матча в Кельне оставили тяжелый осадок, убойный состав заслуживал металла иного качества. Про Санкт-Петербург-2000 и Ванкувер-2010 лучше промолчу, оставив объяснение Виктору Николаевичу: «Мы делали одно дело, и не сделали его, как надо».
А вот когда деваться было некуда, и требовалось дать команде значительно больше привычного, Виктор Козлов раскрывался по-новому, как в родной «Ладе» образца локаутного сезона 2004-2005, когда никто доведшей до серебра прыти от команды Петра Воробьева не ожидал, или как в «Салавате Юлаеве» чемпионского образца, когда вернувшийся из-за океана ветеран цементировал пестрый звездный состав как настоящий вожак.
…Это мы можем рассуждать, насколько удалась игровая карьера, отталкиваясь от самых высоких образцов и достижений, а сам Виктор Николаевич считает, что как хоккеист он реализовался полностью. Заканчивал трудно, с такими травмами и операциями, после которых можно сразу «на пенсию», но никак не мог расстаться с игрой, внутренне для перехода в иное состояние созревал долго. Что касается жизненных обстоятельств, то без перипетий на исходе нулевых тоже не обошлось, но у кого их не бывает?
Возвращение из-за океана проблемой не было – каждый отпуск проводил в родном Тольятти, от России надолго не отрывался. Сейчас родной дом, с которым тоже уже много связано – Уфа, которую он полюбил еще и из-за того, что здесь снова обрел семью, а это самая надежная опора в любых ситуациях.
Он уже почти десять лет как тренер. Хороший тренер, понимающий хоккеистов и коллег, не конфликтный, не рубящий сплеча, ценящий доброе слово, что порой принимают за излишнюю мягкость, хотя «добреньких» тренеров не бывает, не та профессия. Самые требовательные уфимские болельщики, реагируя на ту или иную неудачу, могли высказаться о Викторе Николаевиче в духе «хороший человек – не профессия», но понятно, что зависело это не от квалификации, а от ситуации.
А ситуация у тренеров всегда пятьдесят на пятьдесят.
Досье
Виктор Николаевич Козлов
Родился 14 февраля 1975 года в Тольятти. Советский и российский хоккеист, нападающий, тренер. Заслуженный мастер спорта.
Карьера игрока. 1990-1992 – «Лада» (Тольятти), 1992-1994 – «Динамо» (Москва), 1994-1997 – «Сан-Хосе», 1997-2004 – «Флорида», 2004-2005 – «Лада», 2005-2006 – «Нью-Джерси», 2006-2007 – «Нью-Йорк Айлендерс», 2007-2009 – «Вашингтон», 2009-2012 – «Салават Юлаев» (Уфа), 2012-2013- «Локомотив» (Ярославль), 2013-2014 – ЦСКА, 2014-2015 – «Автомобилист» (Екатеринбург).
В чемпионате СССР – 3 матча. В чемпионатах России – 127 игр, 38 шайб и 37 передач, в чемпионатах КХЛ – 177 матчей, 39 игр и 57 передач. В регулярных чемпионатах НХЛ 897 матчей, 198 голов и 339 передач, в розыгрышах Кубка Стэнли 35 игр, 4 шайбы и 8 передач.
В сборной России на чемпионатах мира и Олимпийских играх 50 игр, 10 голов и 16 передач. На юниорском и молодежном уровнях за сборные России – 12 матчей, 6 шайб и 6 передач.
Достижения. Серебряный призер чемпионата мира 2010, бронзовый призер 2005. Серебряный призер чемпионата Европы среди юниоров 1993, бронзовый призер 1992.
Участник Олимпийских игр 2006, 2010, чемпионатов мира 1996, 1998, 2000. Входит в топ-20 российских хоккеистов НХЛ по играм, результативным передачам и бомбардирским показателям (537 очков).
Карьера тренера. 2015-2017 – «Металлург» (Магнитогорск), ассистент; 2017-2018 – «Металлург», ассистент, главный тренер; 2018-2020 – «Металлург», ассистент; 2020-2022 – «Салават Юлаев», ассистент; с 2022 – «Салават Юлаев», главный тренер.
Достижения. Обладатель Кубка Гагарина 2016, финалист 2017 – как ассистент главного тренера.