Добавить новость
ru24.net
«Красноярское Время»
Апрель
2022
1 2
3
4 5
6
7 8 9 10 11 12 13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

СССР в моей жизни

Советская основа — крепкий фундамент

Что для меня СССР? Это прежде всего Советская власть, которая заботилась о своём народе, о нашем государстве. За примерами далеко ходить не надо. Мой будущий муж жил с родителями в Пермской области. В 1956 году был призван в армию, служил на Дальнем Востоке. В августе 1959-го демобилизовался и остался в Благовещенске: устроился учеником штамповщика в кузнечный цех завода «Амурский металлист».

Когда он пошёл вставать на комсомольский учёт, секретарь заводской комсомольской организации посоветовал ему продолжить учёбу в вечерней школе, поскольку до армии он окончил только семь классов. Завод работал в три смены, вечерняя школа — в две, так что проблем с посещением не возникло. А тут ещё радость: не прошло и года, как ему выделили комнату в двухкомнатной квартире благоустроенного дома. Вскоре, когда его родители и сестра переехали жить в Благовещенск, завод предоставил своему рабочему двухкомнатную квартиру.

И вот в 1962 году он окончил десять классов и поступил в Благовещенский государственный педагогический институт. После окончания института Юрию предложили работу на кафедре истории. Мы уже сыграли свадьбу, и ему, как молодому специалисту, выделили однокомнатную квартиру в доме для преподавателей, который только что был сдан. В 1970 году поступил в аспирантуру. В мае 1973-го успешно защитил кандидатскую диссертацию. У нас родился второй сын, а через год мы получили трёхкомнатную квартиру новой планировки.

Скажите, возможно ли такое сейчас? Невозможно, будь ты хоть семи пядей во лбу. Тогда же кадрами по-настоящему дорожили, реально поддерживали молодых.

***

Помню свои студенческие годы. Многие из нас приехали из небольших сёл и деревень, в семьях родителей был скромный достаток. И мы умудрялись жить только на свою стипендию. Была она не ахти какой, однако общежитие — рядом с институтом, плата за комнату чисто символическая. Питались зачастую коммуной: сбрасывались и по очереди готовили общие обеды, ужины. Чувствовали себя хорошо.

Впрочем, прямо в общежитии размещалась и большая студенческая столовая, где, как я запомнила, борщ стоил 13 копеек, а бесплатный хлеб всегда лежал на столе. Профком предлагал студентам талоны на трёхразовое питание, и стоимость их на месяц составляла 9 рублей 65 копеек.

Сейчас я сполна осознаю, какая колоссальная работа проводилась, чтобы из студентов вырастить настоящих учителей. Кураторы, особенно на первом курсе, делали всё возможное, чтобы студенческая группа была дружным творческим коллективом, чтобы вещизм и быт не одолели нас. Коллективно ходили в кино, театр, читали книги с последующим обсуждением. Систематически проводились консультации (считай — дополнительные занятия), которые побуждали в спокойной обстановке высказывать своё мнение. В институте создали факультет общественных профессий. Было одиннадцать направлений: выбирай любое и совершенно бесплатно получай вторую профессию. Дело в том, что тогда в сёлах развернулось широкое строительство школ, клубов и специалисты там были очень нужны.

Готовясь быть учителями, мы заранее покупали книги для внеклассной работы, для бесед с родителями, с населением. Любимый магазин — книжный. Где брали деньги? А книги-то были по самым умеренным ценам! Доступны для всех вполне.

Удивительно протекали студенческие годы. Конференции, слёты, фестивали, смотры, агитбригады, стройотряды, работа в совхозах и колхозах… Всё это был коллективный труд, интересная и насыщенная жизнь. Была уверенность в завтрашнем дне: распределение на работу по специальности, непременное предоставление жилья, стабильная заработная плата. Наши преподаватели, в прошлом сами учителя, умели воспитать осознанное желание работать в школе.

***

Вспоминаю и свои школьные годы, например, как нас принимали в октябрята. Замечательные были значки: пятиконечная алая звёздочка с портретом Володи Ульянова. Потом готовились к вступлению в пионеры. Не преувеличивая, скажу: очень волновались и как-то сразу взрослели. Становились не просто классом, а пионерским отрядом, который делился на звенья. В каждое звено назначали вожатых из старшеклассников. Относились мы к ним с глубоким уважением. А уж приём в комсомол запомнился, конечно, на всю жизнь. Принимали торжественно, у памятника Николаю Щукину — красному герою Гражданской войны.

Больше всего школьные годы запомнились внеклассной работой. Мы были очень дружными, и все наши игры были коллективными. Замечу, что в те годы вторсырьё нигде не валялось, всё шло в переработку. Регулярно собирали макулатуру, металлолом, ветошь. Да не просто так, а устраивали соревнование! Выпускали боевые листки, даже специальные стенгазеты. На общешкольной линейке подводили итоги. Субботники, воскресники, генеральные уборки класса, школы… А как мы любили летние походы с ночёвкой! В школе всё делалось для того, чтобы дети росли честными, отзывчивыми, стремились лучше учиться и дружить. Девиз у нас был такой: «Один за всех и все за одного!».

Я хорошо помню также годы работы во Дворце пионеров и школьников. Пятнадцать с лишним лет! В то время лозунг «Всё лучшее — детям!» не был пустым звуком. В нашем ДПШ было сорок (!) наименований кружков. Конечно, ни о какой плате не было и речи, что современная молодёжь осознаёт с трудом. Каждое лето в распоряжение дворца на одну смену предоставляли теплоход «Невельской», на котором лучшие кружковцы отправлялись в плавание по Амуру. Недельное путешествие ребятам оплачивали профкомы по месту работы родителей.

С 1970-х годов у каждого ребёнка была возможность побывать в пришкольном или загородном лагере почти без ущерба для семейного бюджета. Основная нагрузка ложилась на профсоюзы родителей. Ежегодно с марта по октябрь на область выделяли 35—40 путёвок на смену во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» и комсомольский «Орлёнок». Таких смен 4—5 в год, путёвки были почти даром, проезд оплачивало государство.

Магия горна, чёткий звук барабанных палочек, мелодия баяна или аккордеона, подъём и спуск флага — ежедневные атрибуты. Задорные песни, призывные речёвки, конкурсы, соревнования, смотры, пионерские костры… Всё это объединяло, настраивало на общие дела, убеждало, что коллектив — это великая сила! А вот ныне, по-моему, всё более утрачивается коллективизм…

Ежегодно 8 февраля отмечали День памяти юных героев-антифашистов. Школьники тех лет почитали их как своих близких. Проводили митинги солидарности с народами Ближнего Востока, требовали свободу патриотам Чили, организовывали акции в поддержку Кубинской революции… У всех на слуху были слова из песни: «Куба — любовь моя». Это было наше мировоззрение, искреннее желание помочь тем, кто борется за свободу и независимость. Всё делалось для того, чтобы дети осознавали смысл уходящих лет, учились мечтать о будущем. Мы стремились волновать и облагораживать юные души.

Как ярко проходили наши праздники! 1 мая — День международной солидарности трудящихся, 9 мая — День Победы, 19 мая — День рождения Всесоюзной пионерской организации, 29 октября — День рождения комсомола, 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции. Впечатляла массовость: вся страна — единое целое. Всё волнующе, торжественно, всё через душу и сердце.

***

Пишу и думаю: насколько разумно в то время была поставлена воспитательная работа в школе и во внешкольных учреждениях! Основу её заложил великий А.С. Макаренко, а продолжил В.А. Сухомлинский. Я была в восторге от его книги «Сердце отдаю детям». Поначалу кому-то казалось: всё знаем, ничего особенно нового. Здесь знания были выстроены в систему. Главная мысль: всё начинается с детства. Какой запас нравственных качеств именно в эту пору получит ребёнок, такой и станет основа его идеалов и убеждений.

Самое главное, в школе старались охватить полезными поручениями всех детей. Умный, заботливый педагог и ребячьи руководящие должности чередовал, придумывая объяснения: нагрузка большая, её по очереди должен нести каждый. А на самом деле создавались все условия, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным, значимым, умел брать ответственность за порученное дело. В классе было столько поручений, что хватало на всех, и никто не считал себя обделённым. Так воспитывалось чувство общественного долга!

Я думаю, что наше поколение по духу во многом соответствовало предвоенному. Они не понаслышке знали, что дала Советская власть ранее обездоленному и угнетённому народу, как она сумела из безграмотных, забитых масс вырастить настоящих патриотов, увлечь их на подвиг и построить новое, справедливое государство.

Мы же знаем, какой ценой досталась Победа, из каких руин возрождалась страна. Мы по праву гордились своей Родиной, своим народом, нашими успехами в мировом масштабе. Мы были первыми в космосе, создавали атомные электростанции, поднимали целинные земли, работали на комсомольских стройках, на Братской и Усть-Илимской ГЭС, на БАМе…

И песни были под стать! Всего несколько строчек, а какая в них сила, мораль, философия: «Есть традиция добрая в комсомольской семье: раньше думай о Родине, а потом о себе…» (И. Шаферан), «Забота у нас простая, забота наша такая: жила бы страна родная, и нету других забот!» (Л. Ошанин).

Бывало и очень трудно, но люди с гордостью вспоминают о своих делах. Помогала великая дружба молодёжи всех братских республик. Бамовцы до сих пор съезжаются в Тынду на свои юбилеи!

***

Нет, мы жили не убого, как сейчас пытаются убедить молодых люди без совести и памяти.

Тридцать с лишним лет назад над Кремлём был спущен Государственный флаг СССР. При одном воспоминании об этом спазмы сжимают горло: ведь для нас Красный флаг, Знамя социалистической страны — это святое.

На всю жизнь я запомнила слова и скорбь в голосе женщины-таджички после расстрела Дома Советов: «Потеряли мы Советскую власть». Таджичка была уже в возрасте. Приехала в наше село по переселению и, видимо, хорошо знала роль Советской власти, Советского Союза для своего народа.

«Отними у народа историю, — гласил принцип геббельсовской пропаганды, — и через поколение он превратится в толпу. А ещё через поколение им можно управлять как стадом».

В период так называемой перестройки началась сознательная дискредитация моральных и духовных ценностей советских людей. В 1990-е годы любили повторять: «Патриотизм — это последнее прибежище негодяев».

Разрушение великой Советской державы пришло с разрушением массового сознания посредством лжи! Не хватило сил у оболваненного народа защитить свою Родину, историю, искусство, литературу, саму советскую жизнь от клеветы. Чужие песни, увы, почитаются теперь выше собственных.

Но я полностью согласна с авторами «Правды», которые уже высказались в связи с предстоящим 100-летием образования СССР. Будущее — за обществом социализма, обществом справедливости и дружбы народов. Иначе наступит конец человечества, но этого ни в коем случае нельзя допустить.

Галина Серова,

педагог с многолетним стажем

г. Благовещенск




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

«Фонсека в матче с Рублёвым в Австралии сыграл просто великолепно и не дал Андрею вернуться» — Петрова






Синоптик Шувалов: Оттепель на этой неделе в Москве отменяется

В Москве задержали убийцу женщины, чьё тело нашли в "запорожце" Гоши Куценко

«Ушел в отрыв»: Natan рассказал, изменил бы жене не на реалити-шоу

25.01 В Санкт-Петербурге покажут фильм о тарусских художниках «Долина грёз»