«Ещё никогда смерть человека не вызывала столько радости»
Именно эту фразу произнесли несколько человек, знакомых с работой пункта кратковременного содержания животных (ПКС) в д. Большое Кошаево, когда узнали о смерти его фактического владельца Виктора Верзакова. Дело в том, что этот объект получил мрачное народное название «Концлагерь для собак» из-за условий содержания животных. Зоозащитники из Красноуфимска, Пермского края и Екатеринбурга не раз поднимали этот вопрос, обращались в СМИ и надзорные органы, но ситуация не менялась.
Как известно, по закону обращение с животными без хозяина подразумевает их отлов, размещение в пункте кратковременного содержания (ПКС), вакцинацию, стерилизацию и выпуск в естественную среду обитания. При этом исключается жестокое обращение с братьями нашими меньшими и их необоснованное умерщвление (оно допускается лишь в случаях смертельного заболевания, травм, несовместимых с жизнью, патологической агрессии на основании заключения ветеринара и кинолога). Однако большекошаевском ПКС собакам приходилось несладко.
Этот объект появился в 2017 году. По словам зоозащитников, фактически им всегда руководил Виктор Верзаков. Он же давал комментарии по поводу работы ПКС. Работа в рамках муниципальных контрактов, оплачиваемых из местных бюджетов, велась в Красноуфимском районе, Ачитском ГО, Пермском крае и даже в Красноуфимске, чем горожане были крайне недовольны.
Бить тревогу люди начали в 2020 году. Тогда ПКС на правах общественных инспекторов по надзору за содержанием животных Росприроднадзора посетили зоозащитники из Екатеринбурга Татьяна и Антон Бронских. Итогом поездки стало заявление в полицию, поскольку ими были обнаружены трупы кошек в котле, истощенные собаки с гниющими швами, кучи фекалий и т.д.
После выхода материала об этом красноуфимцы написали коллективное письмо (с 60 подписями) на имя главы города с просьбой в кратчайшие сроки провести проверку в ПКС.
Тем временем красноуфимские волонтеры, в частности, Екатерина Попова, решили найти мирные пути решения вопроса и начали помогать ПКС, привозя корма и распространяя информацию о собаках, находящихся там с целью пристроить животных в добрые руки. Работа проводится ими до сих пор.
А проведенная проверка выявила нарушения. В ПКС не соблюдался температурный режим в помещениях, в санитарном блоке не было достаточного запаса ветеринарных и лекарственных препаратов. ИП Верзакову было направлено письмо об устранении вышеуказанных нарушений.
Красноуфимцы продолжали негодовать по поводу содержания собак в приюте в Большом Кошаево. В социальных сетях появлялись новые фото и видео того, в каком состоянии находятся четвероногие.
Известная красноуфимцам рукодельница и садовод Надежда Поварова забрала из приюта щеночка, который был истощен настолько, что и не походил на собаку:
— В четверг взяли из приюта щенка. Живой трупик с глазками. Не вставал. Рахитный, истощённый, больной, замерзал. Ножки были под животиком , как у паучка. Не выпрямлялись. Без слёз не взглянешь. Назвали Тиша . Капельницы, уколы, еда, вода — возвращают её к жизни.
Надежда рассказала подробности жизни собак в приюте:
— Там холодно. Щенки без воды. Снег в тарелках. Мы выбрали самого больного. Он бы умер на следующий день. Очень жалко стало.
Бдительные горожане обратили внимание и еще на один момент. В своей группе подрядчик по обращению с животными без хозяина выложил фото и видео того, как собаку после стерилизации выпускают в естественную среду обитания на ул. Осипенко, но при этом она почти не может ходить.
Виктор Верзаков тогда дал несколько комментариев.
По поводу щенка сначала он пояснил:
— Этого щенка и два других таких бригада нашла на горе над Селекцией. Там таких щенков голов 10-15, кому их жалко, кто сильно их любит, пусть съездит, особенно Надежда Поварова.
Чуть позже он записал видеообращение, где назвал немного другое место отлова щенят:
— Мы взяли этих щенков около депо. Они валялись под плитами. Они перенесли чумку. Пробыли у нас две недели. Мои сотрудники практически с того света их вытащили. В денежном выражении я вам не буду говорить, чего это мне стоило. Но это стоило, потому что антибиотики для собак немножко подороже, чем для людей. Ходили ночью уколы ставили, днем. Щеночки оклемались. Эта женщина приехала, забрала и показала, какой она подвиг совершила. А мы их шесть выходили.
Собака, выпущенная на ул. Осипенко, была возвращена в приют для долечивания. А Виктор Верзаков сказал, что животное не могло ходить потому, что его укачало в машине.
Щенок Надежды Поваровой, получивший кличку Тиша, давно вырос и радует хозяйку.
А вот Пальме с Осипенко повезло меньше. Она тоже попала в добрые руки. Новая хозяйка сразу же повезла собачку к ветеринару. Оказалось, что животное не было стерилизовано, как того требует закон. Потом выяснилось, что у Пальмы травмы внутренних органов. Несмотря на старания хозяйки и ветеринаров собачка погибла…
Потом — в 2022 году — о ПКС заговорили и в соседнем регионе. Неравнодушные пермяки создали в социальной сети «ВКонтакте» сообщество «Пленники в Большое Кошаево», в которой рассказывали и рассказывают о собаках, спасенных из ПКС, собирают деньги на их лечение.
Тогда же на сайте пермской «Комсомолки» вышла статья о настрадавшемся песике Акселе, которого волонтеры забрали из «концлагеря».
Так пес выглядел, находясь в ПКС
Волонтеры выходили Акселя
В конце 2023 года дурная слава «собачьего концлагеря» дошла и до СМИ Екатеринбурга — на сайте E1.ru появилась статья, написанная по жалобе зоозащитников. Они рассказали:
— Первая поездка была просто шоком для нас: измученные, истощенные животные с гниющими от бирок ушами встречали нас безжизненными глазами. Воды у собак не было — и это в 30-градусную жару. Будки стоят на голом раскаленном от солнца асфальте, скрыться собакам абсолютно некуда, — вспоминают волонтеры. — Зимой ситуация не лучше — дырявые насквозь продуваемые будки или вольеры в помещении, в которых не развернуться, где ни опила, ни соломы, где испуганные, голодные, дрожащие от холода животные примерзают к собственным фекалиям.
Зоозащитники стали вывозить животных, лечить их и пристраивать в новые семьи, а также обратились к силовикам за помощью. По словам волонтеров, даже решение суда в их пользу не принесло плодов. Пункт временного содержания обязали оборудовать в соответствии с пожарными и санитарными нормами, однако ситуация не меняется.
— Мы спасли оставшихся в живых, но в 2023 году у ПКС новые контракты, новые жертвы, новые отмывания и финансовые махинации. Там самая настоящая живодерня, концлагерь для животных! — рассказали волонтеры. — Пожалуйста, помогите нам спасти их!
Они добавили, что разговоры с владельцем ПКС бесполезны. Порой он даже не пускает волонтеров на территорию пункта, чтобы те смогли накормить животных и привести в порядок вольеры.
Сейчас собаки из ПКС нуждаются в помощи, как никогда. В связи со смертью Виктора Верзакова ситуация с финансированием остается неизвестной. Сейчас бывший работник ПКС по имени Евгений за свой счет кормит взрослых собак и щенят, которые не успели пройти стерилизацию, ухаживает за ними. При этом мужчина остался без работы и без заработной платы.
Поэтому красноуфимские волонтеры взывают о помощи. В ПКС нужны вода (там нет водопровода), корм и участие неравнодушных людей, которые могли бы оказать услуги по транспортировки собак, финансовые средства.
По всем вопросам можно обращаться к Екатерине Поповой по номеру 89505613109.
Публикуем фото собак. Присмотритесь к ним. Может быть, среди них есть ваш будущий питомец.