Дети, из-за которых застрял российский социальный лифт
Быть сыном влиятельного политика или управленца не только приятно, но и чрезвычайно выгодно. До и после СССР
Существует легенда о том, что в Советском Союзе и ранней России существовали некие социальные лифты, а потом кто-то злой их выключил – и целые поколения застряли. В качестве примеров приводятся первые лица государства – дескать, последним представителем влиятельных аристократических кругов среди российских лидеров был Николай II, а дальше, вслед за уездным дворянином Ульяновым, сплошь черная кость. Это действительно так, разве что Дмитрий Медведев все же происходит из номенклатурной профессорской семьи, символизируя тем самым новое время. И все же, если проследить за родословной советской элиты, можно видеть, что «трудовые династии» были не только среди доярок и комбайнеров, но и среди тех же профессоров, генералов, партийных деятелей. Действительно, в 1920-40-е годы вероятность выпрыгнуть из грязи в князи была, пожалуй, наиболее высокой за всю историю Руси, но уже с 1950-х годов начинается становление новой чиновно-промышленной элиты. И большинство нынешних высокопоставленных деятелей происходят как раз из таких семей.
Разница с Советским Союзом состоит лишь в том, что тогда подобной наследственности как-то стеснялись, да и то лишь в 6-7 республиках из 15 (Средняя Азия и Кавказ как управлялись родовыми кланами, так и продолжают управляться). Партийный бонза предпочитал оформить своему сыну военную карьеру или назначить замом директора крупного завода; «цеховики» отправляли детей делать карьеру в комсомоле; областные министры проталкивали сынишек во внешнюю торговлю. Так избавлялись от обвинений в семейственности, заодно диверсифицируя (слова такого не было, а суть была) семейные социальные связи. Сейчас же дети стали куда менее самостоятельными – многие предпочитают делать деньги прямо на заднем дворе у родителей.
Дети на зарплате
Популярное издание «Собеседник» проследило ряд любопытных закономерностей.
Сперва перечислим тех детей, которые просто получают зарплату, но полностью или частично – из государственных средств. Родители у них настолько влиятельные, что есть основания усомниться в беспристрастности людей, продвигавших этих отпрысков по служебным лестницам.
43-летний Денис Александрович Бортников, сын главы ФСБ, – заместитель президента государственного банка ВТБ.
40-летний Дмитрий Николаевич Патрушев, сын секретаря Совета безопасности, – свежеиспеченный министр сельского хозяйства.
29-летний Иван Игоревич Сечин, сын главы «Роснефти» – заместитель департамента в той же «Роснефти». Отдельным позором всей наградной системы России стало вручение ему ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени в возрасте 25 лет.
50-летний Дмитрий Аманович Тулеев, сын многолетнего хозяина Кузбасса, – начальник крупного Федерального казенного учреждения «Сибуправтодор».
30-летний Михаил Евгеньевич Савченко, племянник губернатора Белгородской области, вообще не заморачивался – стал вице-мэром Белгорода.
37-летний Сергей Сергеевич Иванов, сын бывшего министра обороны и кандидата в преемники президента, возглавляет алмазодобывающую компанию «Алроса», треть которой принадлежит Российской Федерации.
Свободные художники
Другая категория – коммерсанты, молодые да ранние.
Самой смешной выглядит ситуация с семейством Гордеевых. Опытный управленец Алексей Гордеев стал в мае 2018 года вице-премьером, куратором сельского хозяйства. Очень скоро ООО «Альта Дженетикс Раша», контролируемое 32-летнего Никитой Алексеевичем Гордеевым, заключило с ФГУП «Пойма» крупный контракт на поставку… спермы племенных быков. Цена вопроса, конечно, смешная для министерского уровня – 1,7 млн руб. Но это лишь один из многих контрактов фирм предприимчивого молодого человека.
35-летний Владимир Сергеевич Кириенко, сын бывшего премьера, ныне выросшего до поста замруководителя Администрации президента, входит в совет директоров мощного ООО «Медиа-Телеком», тесно сотрудничающего с «Национальной Медиа Группой» Юрия Ковальчука. Генеральный директор «Национальной Медиа Группы» – Алина Кабаева, которую определенные круги ошибочно выдают за любовницу президента. Кстати, 13 лет назад, в возрасте 22 лет, Кириенко уже был председателем совета директоров двух крупных организаций – телекомпании «Волга» и СаровБизнесБанка. Кто тут еще считает, что после дефолта Сергей Кириенко попал в опалу?
45-летний Станислав Сергеевич Чемезов давно вышел из «сыновнего» возраста, поэтому его связи с «Ростехом» отца строятся через близкого партнера Чемезова-младшего, Владимира Майшева. Они вместе учредили ООО «ГКК-Меридиан», а вот другая компания Майшева, «Независимая Страховая Группа», регулярно участвует в госзакупках, почему-то в основном связанных со структурами «Ростеха». Цена вопроса – полтора миллиарда рублей за последние годы.
36-летний Олег Германович Греф существенно умнее – весь в отца, президента Сбербанка. Ему принадлежит существенная доля в ООО «Чистая Логистика». Это ООО является соучредителем компании «Мкм-Логистика», третью которого владеет, кстати, племянник эксцентричного богача Шалвы Чигиринского. Компания эта наткнулась на золотое дно – вывоз мусора из Москвы. За последние годы «Мкм-Логистика» освоила не менее 40 миллиардов рублей городских денег. Кстати, здесь интересы сына главы Сбербанка пересекаются с интересами «Ростеха» – инновационный военно-промышленный холдинг явно намерен через свои дочерние предприятия монополизировать мусорный рынок московского региона.
Очень нервно относится к упоминаниям о связи своего бизнеса с возможностями отца, бывшего главы РЖД, 43-летний гражданин Великобритании Андрей Владимирович Якунин. Но из песни слова не выкинешь: его чрезвычайно разнообразные деловые партнеры то и дело обнаруживают связи с ОАО «РЖД» (ныне ПАО «РЖД») – см. расследование Forbes. Впрочем, от всех предыдущих фигурантов материала Якунин-младший отличается тем, что его отец ныне не занимает официальных постов (даже отставной аксакал Аман Тулеев числится сейчас ректором Кузбасского регионального института развития профессионального образования).
* * *
Ничего специфически русского в подобной семейственности нет: в США тоже не ждут от членов кланов Ротшильдов, Кеннеди и Бушей, что их отпрыски уедут в Небраску работать сварщиками на автосервисе. И все же как-то жаль, что последние остатки прошлых условностей, легкого стыда окончательно испарились из российской политико-экономической жизни.