Рекорд за четверть века: зачем Россия копит золото
Роман Серов
Россия накопила рекордный за четверть века золотой запас. В январе доля золота в российских резервах достигла 33,3% — это максимум с осени 1999 года. А его стоимость превысила 200 миллиардов долларов. Означает ли это, что Россия в скором времени откажется от доллара, евро и юаня и станет рассчитываться золотом?
На минувшей неделе Банк России сообщил, что международные резервы России на 1 февраля выросли до 620,8 миллиарда долларов с 609,1 миллиарда на 1 января.
Вложения России в золото в январе после двух месяцев снижения вновь перешли к росту: за месяц они выросли на 5,5% — до 206,58 миллиарда долларов, что является вторым результатом в современной истории — больше было только в октябре прошлого года.
По состоянию на август прошлого года Россия входила в топ-5 стран по запасам золота, опережая Китай и отставая от США, Германии, Италии и Франции, рассказывает доцент кафедры банковского дела и предпринимательства Государственного университета управления Олег Акимов.
По объемам пополнения золотых резервов за десять последних лет Россия вообще вышла в лидеры с +1298 тонн, опередив Китай (+1181) и Турцию (+424 тонны).
Разочарование в долларе
По словам финансиста Лазаря Бадалова, Россия активно накапливает золотой запас последние десять лет. Основные причины — санкции и рост стоимости золота из-за геополитической нестабильности в мире, санкционных войн, увеличения денежной массы в США и ЕС.
Поэтому к золоту возвращаются монетарные функции, его используют в резервах и международных расчетах и платежах, объясняет финансист. Да и в целом хранить часть золотовалютных резервов в золоте — распространённая мировая практика среди многих центральных банков.
Правда, в нулевые Банк России больше склонялся к накоплению иностранных валют, прежде всего, доллара США. После введения первых санкций в 2014 году был запущен процесс диверсификации золотовалютных резервов. После заморозки российских активов в 2022 стало очевидно, что этот процесс нужно было проводить быстрее.
"Поэтому будущий сценарий для российских суверенных накоплений очевиден — это преимущественно золото", — полагает Бадалов.
И эта стратегия вполне оправдана в новых геополитических реалиях — золото является "хеджирующим инструментом для любой страны, которая опасается агрессивной политики Запада". И если еще несколько лет назад кто-то мог сомневаться в такой постановке вопроса, то последние события в мире полностью стерли подобные иллюзии.
Поиски эквивалента
Михаил Гордиенко, профессор кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г. В. Плеханова также считает логичным решение приобретать золото, поскольку валютные резервы перестали быть надежным активом. Яркий тому пример — замороженные 300 миллиардов долларов валютных резервов России.
Вот Банк России и сделал выводы, хотя и с определенным опозданием. Вместе с тем, доллар продолжает быть мировым эквивалентом золота, а выработка новых эквивалентов, например, валюты БРИКС, пока запаздывает.
А вот говорить о том, что Россия намерена осуществлять расчеты в золоте вместо доллара или какой-либо другой валюты, как минимум, преждевременно. Дело в том, что заметные закупки драгметалла в резервы начались еще в 2009 году. По темпам роста самыми успешными были 2009 (+24,91%) и 2010 (+21,51%). А вот по абсолютным закупкам — 2017 (+7,2 миллиона тройских унций золота) и 2018 годы (+8,8 млн унций).
Однако с 2020 года закупки золота в международные резервы резко сократились. С 1 января 2020-го по 1 января 2023 года масса золота в международных резервах выросла с 73 до 75 миллионов унций. А с 1 января 2023 по 1 января 2025-го рост массы монетарного золота "фактически замер" на отметке 75 млн унций, указывает Олег Акимов.
Таким образом, Россия фактически приостановила новые закупки золота для пополнения международных резервов.
Тогда за счет чего увеличилась доля золота в международных резервах с 25,9% до 32% на 1 января этого года? Ответ представляется эксперту достаточно очевидным: за счет положительной переоценки стоимости монетарного золота в долларах. На начало 2024 года золото стоило 2084 доллара за унцию, а на начало 2025 года – уже 2832.
В целом с 2019 года наблюдается цикл роста цен на золото, что и приводит к увеличению его доли в международных резервах. Россия с 2009 года выгодно вложилась в данный актив и теперь получает прибыль за счет положительной переоценки.
Но все же с учетом того, что последние годы никакого существенного роста массы золота в международных резервах не происходит, утверждать, что Россия готовится перейти в расчете на золото нельзя.
"Скорее речь шла о диверсификации международных резервов, пока золото стоило относительно дешево", — приходит к выводу Акимов.
Второй золотой запас
Для россиян золотые слитки стали альтернативой валюте — в некоторых банках иногда даже жалуются на их нехватку. Дело в том, что на фоне западных санкций власти отменили 20-процентный НДС при продаже банками слитков драгметаллов физлицам. Это сделало инвестиционное золото альтернативой валюте, ведь слитки можно хранить сколько угодно, не боясь обесценивания и превратностей курсов. Кроме того, при необходимости золото можно вывезти за границей и продать там. Речь в свое время шла даже об установлении лимита на вывоз.
Многие предпочитают просто покупать ювелирные украшения — во-первых, красиво, во-вторых достаточно легко продать. По данным социологов, у каждого гражданина России дома имеется примерно 20 граммов золота, что суммарно превышает запасы государства. По сути, это второй золотой запас.
Конечно, спекуляции на золоте невозможны — этот металл относится к вечным ценностям. Однако постепенно он дорожает, и пока нет никаких признаков разворота тренда. Таким образом, если не о прибыли, то о сохранении денег таким образом можно задуматься.
Дорожает на политической неопределенности
Стоимость золота поднимается на вероятном увеличении спроса со стороны мировых центральных банков в условиях сохранения экономической и политической неопределенности, свидетельствуют данные торгов и комментарии аналитиков.
По состоянию на 8:34 мск 18 февраля цена апрельского фьючерса на золото на нью-йоркской бирже Comex растёт на 16,99 доллара, или на 0,58%, до 2 928,19 доллара за тройскую унцию.
Спрос центробанков на этот драгметалл для пополнения золотовалютных запасов может составить в среднем 50 тонн в месяц, что больше, чем ожидалось ранее, считают аналитики Goldman Sachs Group Лина Томас (Lina Thomas) и Дан Стрёйвен (Daan Struyven), мнение которых приводит агентство Bloomberg.
"В случае сохранения повышенной политической неопределенности, в том числе опасений по поводу импортных пошлин США, спекулятивное позиционирование может привести к росту цен на золото до 3300 долларов за тройскую унцию к концу года", — цитирует также агентство аналитиков Goldman Sachs Group.