Национальное собрание Франции: от фантомов до депутатов-министров
Когда все французы, изнывающие от парижской жары в пятничный вечер, собирались на аперитив вокруг сидра и пива в Национальном собрании, страсти только начинали накаляться.
При построении структуры новой нижней палаты в ее стенах разворачивалась поистине детективная история. Еще в пятницу утром депутаты неожиданно обнаружили, что их стало больше. Депутаты-фантомы материализовались в 10-ти лишних конвертах при голосовании на пост вице-президентов Национального собрания. Любопытно, что подсчеты при этом обеспечило Национальное объединение (RN) Марин Ле Пен, на чем не замедлили сыграть представители блока Нового народного фронта, начав вешать ярлыки по поводу методов конкурентов. Однако в результате, после повторного первого голосования, избравшего 4 вице-президентов, и последующего второго, избравшего 2 оставшихся, оказалось, что ни одного вице-президента от RN в новом составе нижней палаты парламента нет.
После обнаружения неприятного сюрприза группа RN так же безрезультатно поборолась за пост квесторов, наделенных весомыми административными и хозяйственными полномочиями в парламенте, и, убедившись в сговоре коллег, за остальные, малозначительные посты секретарей, решила просто не бороться и покинула Национальное собрание.
Выйдя к прессе, Марин Ле Пен сделала заявление о том, что «все группы Национального собрания продемонстрировали желание не допустить RN, первую группу, представляющую 11 миллионов избирателей, в бюро Национального собрания, что делает в будущем это бюро совершенно нелегитимным, как и его решения, - так как внутренний регламент Национального собрания предполагает, что бюро должно представлять весь его плюрализм». «Сегодня мы столкнулись с формой единой партии, к которой мы являемся одной единственной оппозицией», - резюмировала глава RN. На следующий день, в субботу, когда в комиссиях выбирали своих президентов, RN все же вернулось в стены Национального собрания и приняло участие в голосовании.
Однако и результаты по главам комиссии показали, что ни на один пост Президента ни один из кандидатов RN не попал.
В арсенале RN оказалось всего лишь 6 мест вице-президентов. На постах Комиссии по обороне, по культуре, по социальным вопросам, долгосрочному развитию и благоустройству территорий, комиссии финансов и комиссии по конституционному законодательству. Ни в Комиссии по международным вопросам, ни в Комиссии по экономическим вопросам RN на уровне руководства не был представлен вообще.
Тактично, путем переговоров и временных коалиций забрав многие принципиальные должности, пропрезидентский блок в компании с левыми смог занять все ключевые места. И тем не менее в итоге сложившаяся структура скорее выглядела структурой левого блока, и в субботу многие СМИ сообщали о том, что Макрон все-таки потерял в парламенте необходимое большинство, уступив в результате этих маневров крайним левым, которые по итогам переговоров альянсов и голосований фактически обеспечили себе парламентское большинство.
После случившегося многие издания и соцсети написали, что Марин Ле Пен лишили постов. Однако, формулировка выглядела, как минимум, неточной. Никакого волевого силового решения не было. RN, набравшее большинство голосов во время первого тура парламентских выборов, просто технично "обвели вокруг пальца", - так же как это уже было сделано во время второго тура выборов.
В результате в Национальном собрании Франции сложилась странная конфигурация, которая скорее всего подвесит многие внутренние вопросы в ближайший год. Многие депутаты, упоминавшие в разговоре с корреспондентом «АН» о блокировке работы парламента в течение года, подразумевали, что Национальное Собрание может быть вновь распущено через год, после того как пройдет законом предполагаемый срок, защищающий его от роспуска. Президент, если не найдет методов обеспечить себе большинство, что в данной ситуации воспринималось скорее как чудо, очевидно будет вынужден очередной раз его распустить, так как ни один важный для страны вопрос не удастся провести через сегодняшний состав.
Как ни парадоксально, но в этой конфигурации для России ситуация могла оказаться немного лучше. По поводу вопросов, касающихся ее, в Национальном собрании, как раз таки вполне могло найтись необходимое для голосования большинство при вполне лояльном отношении левых и правых.
При условии, конечно, что какие-либо серьезные вопросы будут вынесены в повестку и поставлены на голосование. В последнем есть определенные сомнения, с учетом того что посты председателей комиссий по международным вопросам, обороне и экономике оказались в руках подконтрольного президенту Макрону крыла, а избранный Председатель комиссии по международным вопросам, Жан-Ноэль Барро, как и другой депутат Габриэль Аталь, вплоть до формирования нового правительства (с чем в нынешней ситуации могут возникнуть проблемы) вынужден будет продолжать исполнять свою работу министра-делегата по делам Европы во французском правительстве. Сколько продлится этот уникальный период, когда законодательная и исполнительная власть остается в руках одних и тех же людей, сегодня во Франции, пожалуй, никто не рискнет прогнозировать, тем более что схема может оказаться вполне удобной и, при этом, вполне законной.