Тупиковая ситуация в секторе Газа может привести к большой войне
Новая масштабная вспышка насилия на Ближнем Востоке после нападения боевиков радикальных палестинских группировок (ХАМАС и Исламский джихад) на Израиль 7 октября 2023 года продолжает оставаться одной из основных угроз региональной безопасности. Атаки ракетами и беспилотниками территории Израиля боевиками радикальных исламистов Йемена (Ансар Аллах) и Ливана (Хизбалла), а также прямой обмен ударами ракет, авиации и беспилотников между Ираном и Израилем в апреле 2024 года заметно расширили зону боевых действий на Ближнем Востоке, создали угрозу безопасности соседних государств и морскому судоходству в Красном море, Аденском и Персидском заливах.
Резолюции Генеральной ассамблеи ООН 2024 года призывают прекратить военную операцию Израиля в секторе Газа, перейти к мирным палестино-израильским переговорам и принять Палестину в полноправные члены ООН. В качестве справки можно отметить, что формально Государство Палестина существует с 15 ноября 1988 года, когда на сессии Палестинского национального совета — высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины (ООП) в столице Алжира, состоялось провозглашение Государства Палестина. На конец июня 2024 года его признали уже 147 из 193 государств — членов ООН.
Советско-палестинские отношения были установлены еще в 1974 году, когда в Москве было открыто Представительство ООП. В январе 1990 года оно было преобразовано в Посольство Государства Палестина, а в августе 1995 года начало функционировать и Представительство Российской Федерации при Палестинской Национальной Администрации (ПНА).
Израиль и его союзники не признают Государство Палестина и считают, что оно может быть признано лишь в результате прямых переговоров между палестинцами и израильтянами. Возобновлению прямого или через посредников диалога между руководствами Израиля и Палестины препятствует раскол в рядах палестинцев. Если умеренное крыло палестинцев, контролирующее Западный берег реки Иордан (ЗБРИ) во главе с лидером ФАТХ и главой ПНА в Рамалле Махмудом Аббасом, выражает готовность продолжить переговоры с Израилем на условиях его возврата к границам 1967 года и освобождения Восточного Иерусалима, то лидеры радикальных палестинских группировок в секторе Газа требуют ликвидации Государства Израиль и провозглашения Государства Палестина «от реки до моря», что на деле означает от реки Иордан до Средиземного моря.
МИД РФ на регулярной основе организует встречи в Москве различных палестинских организаций и прилагает значительные усилия по консолидации их рядов и позиций, но пока безрезультатно. Лидеры ХАМАС и «Исламского джихада» (признано террористическим и запрещено в РФ) не только не отказываются от своих радикальных установок и взглядов по отношению к Израилю и продолжению контроля за сектором Газа, но и претендуют на власть на ЗБРИ, т.е. в будущем объединенном Государстве Палестина. Правительство Б. Нетаньяху использует эту угрозу для саботажа любых мирных переговоров с палестинцами и продолжает курс на решение палестинской проблемы военным путем. Тель-Авив намерен силами Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) разгромить полностью отряды ХАМАС и Исламского джихада в секторе Газа и привести там к власти умеренных палестинцев по типу ПНА на ЗБРИ.
ХАМАС и его союзников среди палестинцев поддерживают спонсоры в Иране. Духовный руководитель ИРИ аятолла Хаменеи неоднократно называл Израиль «раковой опухолью» Ближнего Востока, для уничтожения которой призывал вести священную войну (джихад). Государство Израиль обозначалось в Тегеране как «сионистское образование» или «сионистский режим», а на общественных собраниях постоянно раздаются призывы «Смерть Израилю!» или «Сбросим сионистов в море!». В последние годы между двумя странами нарастают гибридные и прокси-войны, в которых Иран активно использует поддерживаемые им региональные группировки (палестинские ХАМАС, Исламский джихад, ливанскую Хизбаллу, йеменскую Ансар Аллах, иракскую Хашд аш-Шааби и другие). Одним из главных источников напряженности между Тель-Авивом и Тегераном остается иранская ядерная программа. Опасаясь появления у Ирана оружия массового уничтожения, ЦАХАЛ неоднократно наносил удары по иранским ядерным и военным объектам, а в 2020 году «Моссад» ликвидировал иранского ученого Мохсена Фахризаде, считавшегося главой оружейной ядерной программы ИРИ. Апрельский 2024 года прямой обмен ударами между Ираном и Израилем можно рассматривать как «пробу сил» или демонстрацию возможностей вооруженных сил двух стран в будущих гипотетических вооруженных конфликтах.
В условиях продолжения ожесточенного противостояния между Ираном и Израилем рассчитывать на скорое решение палестино-израильского конфликта и возобновление в целом ближневосточного урегулирования, в том числе на сирийском и ливанском треках, пока не приходится. Очевидно, что, заложенная в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 года идея создания на территории бывшей подмандатной территории Великобритании в Палестине двух равноправных государств (арабского и еврейского), в ближайшие годы останется не реализованной. Предпосылок к позитивным сдвигам на этом направлении пока не просматривается. Слишком велико влияние на этот процесс иностранных игроков, прежде всего, Ирана. К тому же, продолжается процесс радикализации палестинцев и все большее значение для них приобретает идея джихада – священной войны с Израилем, чтобы создать на всей территории бывшей Палестины Государство Палестина.
Некоторые эксперты, в частности, главный редактор “Forbes”, считают, что на Ближнем Востоке может разразиться и большая война между Израилем, «Хизбаллой» и Ираном, в которую может быть вовлечена и Россия. Такой вариант развития событий исключать нельзя. Ведь территория Сирии, где имеются российские военные базы и размещены подразделения российских сухопутных войск, давно уже превратилась в военный плацдарм Ирана и ливанской «Хизбаллы» и неизбежно будет задействована Тегераном в случае нового масштабного конфликта с Израилем.