Пустуют не только квартиры в новостройках, но и муниципальные
Все знают, что в России существует жилищная проблема. Количество нуждающихся в жилье громадное. Очередь из тех, кто имеет право на получение муниципального или государственного жилого помещения измеряется даже не в людях, а в годах ожидания этого блага. В очередях на получение жилья в нашей стране стоят почти 800 тысяч граждан, около 300 тысяч детей-сирот, свыше 1,3 миллиона живут в аварийных домах и квартирах. А сколько тех, кто попросту финансово никогда не потянет покупку жилья, но при этом не попадает в категории льготников? И вообще, по разным данным, более 30 процентов россиян не имеют собственной крыши над головой. Между тем очень много жилого фонда попросту пустует.
И дело не только в новостройках, которые не могут продать. Хотя их число и шокирует: объём нераспроданных квартир в новостройках уже составляет почти 77 миллионов квадратных метров, или 69% от всего строящегося жилья. Кроме того, много квартир годами пустует, так как это теперь — «инвестиции». Есть немало квартир, на которые не заявлены наследственные требования после смерти бывших владельцев. А есть и пустующее муниципальное жильё.
Вот только из свежих новостей: Администрация Петропавловска-Камчатского задолжала 24 миллиона за содержание пустующих квартир. Выяснилось, что в краевом центре пустуют более 1,5 тысячи квартир и помещений. Почему их до сих пор не отдали под расселение из аварийных домов или не разбавили «льготную очередь»? Вообще в северных регионах (и не только там) количество пустующего, в том числе и брошенного жилья таково, что хватило бы практически закрыть все потребности. Почему этого не делается? Почему не ведётся строгий учёт наличия и распределения такого жилья?
Между тем, такие пустующие квартиры могли бы быть использованы и в качестве служебного жилья для тех же полицейских, врачей или дворников. Только вот кто слышал, что им в последние годы дают служебные квартиры?
А может чиновники, которые имеют возможность негласно распоряжаться жилым фондом ведут подпольный бизнес на этих квартирах, нелегально сдавая их в коммерческий найм? Увы, это не исключено. Такие случаи выявлялись. Правда, как думается, попадались только самые ушлые и зарвавшиеся из таковых. Но ведь это реально? Вообще, как думается, дабы на корню пресечь саму возможность таких злоупотреблений, нужно создать общий реестр пустующего муниципального жилья, который был бы в открытом доступе. Сразу и всем, в том числе контролирующим органам, было бы видно, как чиновники решают жилищную проблему и распоряжаются муниципальной и государственной собственностью.
А что делать с теми жилыми метрами, которые не могут никак продать? Здесь также есть выход. В Госдуме, например, предложили договориться между собой государству и застройщикам. Говорится, что сегодня стране нужна масштабная госпрограмма социальной аренды. А запустить её вполне реально. Для этого квартиры, которые не проданы за три года после сдачи дома, логично было бы передавать государству на 10 лет под социальный наём.