Добавить новость
ru24.net
Блог сайта «Аргументы недели»
Февраль
2025
1 2 3 4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Трамп решил, что ему нужен «Железный купол»

Одним из первых указов, который подписал Дональд Трамп, был указ о разработке национальной системы противоракетной обороны «Железный купол» (Iron Dome). Что это за «купол» такой и с чем его едят?

Поначалу многих в речах Трампа сбило с толку название. Уж не хочет ли он купить известный разрекламированный израильский комплекс? Благо администрацию Трампа и в первый срок называли «самой произраильской». Но быстро выяснилось, что к израильскому весьма специфичному ЗРК Iron Dome этот проект отношения не имеет. Речь идёт об очередном национальном противоракетном проекте по следам СОИ. А точнее, ряда компонентов этого провалившегося проекта и его более позднего наследника из времён президента Билла Клинтона – проекта Brilliant Pebbles («Умные камешки»). Но уже на новом технологическом уровне. Из текста документа, опубликованного пресс-службой Белого дома, следует, что американская система «Железный купол» будет включать в себя развёртывание средств перехвата в космическом пространстве.

Что же конкретно хотят?

Согласно указу Трампа, разрабатываемый Пентагоном проект новой системы ПРО должен включать «развёртывание многочисленных перехватчиков космического базирования, способных осуществлять перехват на начальном этапе. Ускорение развёртывания в космосе систем отслеживания запусков баллистических ракет и гиперзвукового оружия», а также «разработки и развёртывание средств, позволяющих отражать ракетные атаки до их запуска и на этапе взлёта».

Если точнее, то целью заявлена «защита США от любых баллистических ракет, гиперзвуковых управляемых средств нападения, усовершенствованных крылатых ракет и других воздушных атак следующего поколения со стороны равных по силе, почти равных по силе и враждебных противников». Для этого требуется «ускорение развёртывания группировки новых космических аппаратов со средствами обнаружения, позволяющих отслеживать гиперзвуковые маневрирующие объекты». С этим сейчас дела у США просто никак.

Кроме этого объявлено о «разработке и развёртывании многочисленных космических перехватчиков, способных осуществлять перехват на активном участке траектории (АУТ) ракет», «развёртывании возможностей перехвата на участках снижения и конечном этапе полёта боевых блоков». А ещё о «разработке и развёртывании уровня защиты архитектуры космического пространства». Очевидно, американцы хотят защитить всю эту систему от противоспутниковых средств. И даже о «разработке и развёртывании возможностей отражения ракетных атак до пуска и в момент пуска».

Новому министру обороны США Хегсету дано поручение представить проект системы ПРО «Железный купол Америки» в течение двух месяцев, до завершения подготовки предложений по военному бюджету на 2026 финансовый год.

Суть вопроса

Теперь пройдёмся по сути этого эпического плана. Сразу вспоминается рейгановская «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), которая тогда произвела пугающее впечатление на часть советского руководства. Но это не помешало промышленности и военным подготовить детальные планы из десятков программ по противодействию американской системе. СОИ оказалась нереализуемой идеей, а в немалой степени – дезинформацией. Но многие контрмероприятия у нас были реализованы. На всякий случай.

Так вот в СОИ всё это уже было. И спутники с противоракетами, которые должны атаковать ракеты на активном участке их полёта. И лазерные спутники, атакующие уже отделившиеся, разведённые и наведённые на цели боевые блоки. И прочее. А вот «продвинутая» группировка спутников обнаружения гиперзвуковых маневрирующих целей – это уже новое. Дело в том, что, например, планирующие крылатые блоки летят слишком низко для одних средств обнаружения, но слишком высоко для других. Слишком хаотично и непредсказуемо – для всех.

Чтобы их просто обнаружить, нужны новые методы, которых у американцев нет. Есть только ряд идей, как это сделать. Таких проектов спутниковых систем было уже несколько – один «распил бюджета» закрывался и тут же открывался другой. STSS, PTSS, ещё какие-то, а из недавних – HBTSS, которую закрыли в прошлом году, запустив два тестовых спутника-прототипа. Вот её, похоже, в новой «обёртке» вернули к жизни. Пока не очень понятно, что имеется в виду под защитой от воздушных целей типа крылатых ракет и авиации.

Рентгеновский «Эскалибур», очередная версия?

Что касается спутников с лазерами, то их эффективность по любым серьёзным целям в реальных боевых условиях и на нормальных дистанциях в атмосфере находится около нуля. Луч вязнет, рассеивается, ему мешают туманы, дымы и облака. А ещё тонкий пучок света на расстоянии 400 км будет очень толстым и толку с него не будет. В своё время известный «распил бюджета» YAL-1A, самолёт с лазерной пушкой на базе «Боинга-747» для поражения взлетающих ракет за сотни километров, на этом и погорел. Попасть было нереально, а если и попадали, то луч ничего сжечь не мог, рассеивался.

Из космоса такой луч в атмосферу также не пройдёт. Точнее, пройдёт, но не сможет уничтожать цели. А в космосе нереально лазером видимого, инфракрасного или ультрафиолетового диапазона сжечь прочный боевой блок, который может пройти сквозь ядерное пламя. Требования выдерживать так называемое «высотное ядерное блокирование» предъявлялись у нас к МБР ещё лет 50 назад.

Но в своё время знаменитый физик Э. Теллер предложил создать рентгеновские лазеры с ядерной накачкой. Суть в следующем – в космосе подрывается спутник с ядерным зарядом малого класса мощности. Если этот заряд присоединить по особой схеме с металлическим стержнем, то при взрыве, прежде чем испариться, стержень послужит аккумулятором и усилителем выделяющегося рентгеновского излучения, и из торца вылетит мощный рентгеновский луч. При попадании в боевой блок он должен вывести его из строя. Если заряд истыкать стержнями, то и лучей много будет и можно сразу поразить много блоков.

Программу назвали «Эскалибур». Была ещё идея «Супер-Эскалибур» – мощные заряды на геостационарной орбите и тысячи стержней на них. Предполагалось, что лучи смогли бы пройти с геостационара (36 тыс. км) даже в нижние слои атмосферы и уничтожать советские ракеты сотнями. Так утверждал Теллер – «отец водородной бомбы» всегда умел рекламировать идеи.

Вообще, тема рентгеновского ядерного одноразового лазера была перспективной, да только испытания в Неваде и ряд экспериментов в космосе в середине 1980-х показали, что работает этот лазер не так, как ожидалось. В общем, идея оказалась не очень жизнеспособной, и её прикрыли.

Да и для создания таких спутников нужно массовое производство новых ядерных зарядов, а его в США нет, и до 2040-х годов даже малосерийного не будет. В общем, тут явно хотят «освоить бюджет», причём до какой-то реализации можно ничего не доводить – если раньше сами не закроют, через 4 года придёт новая администрация, и новая метла начнёт мести по-новому.

«Умные камешки»

Теперь о спутниках с противоракетами. Эта идея тоже из времён СОИ. Первый вариант предусматривал выведение в космос сотен низкоорбитальных крупных боевых станций-платформ с ракетами. Десятками, если не сотнями, ракет и массой от 30 тонн и выше. Программу назвали Smart Rocks – «умные глыбы». Затем большие станции превратились в тысячи спутников с ракетами. С несколькими небольшими ракетами с инфракрасной ГСН, которая должна была захватить или факел разгоняющейся МБР, или нагретый и не успевший остыть после разгона в космосе корпус. Программу назвали Brilliant Pebbles – «умные камешки».

Только вот количество нужных противоракет и их носителей начало распухать как на дрожжах. Сначала посчитали, что нужно порядка 7 тыс. противоракет на орбите, потом уже 14 тысяч. Самые поздние расчёты показали, что для противодействия помехам и ложным целям и для обеспечения покрытия и перекрытия нужно до 100 тыс. ракет на орбите. То есть если 10 ракет на спутнике, то нужно 10 тыс. аппаратов, а если по 4–5 – то куда больше. Это программу и сгубило. При Клинтоне она мутировала сначала в отдельную программу ПРО, когда все прочие лазеры и разные там пучковые пушки «отвалились», а затем в программу GPALS – «глобальной защиты от ограниченных случайных пусков». Но и для такой защиты потребовалось от 750 до 1000 спутников, и США не потянули и этого.

Россия готова к любым сценариям

С тех пор наши ракеты стали разгоняться ещё быстрее, маневрировать активнее и непредсказуемее. К тому же за 30 лет комплекс средств преодоления систем ПРО шагнул далеко вперёд. А ещё у нас переходят к «безавтобусной» схеме разделения боеголовок, когда управляемые боевые блоки сами мигом разбегаются по траекториям. В общем, шансов даже при современных технологиях чего-то там поразить у США стало ещё меньше.

А ещё у нас развёрнуты средства ослепления спутников орбитального наблюдения. Это лазерные комплексы «Пересвет». Есть и средства уничтожения разными способами целей на орбитах, в том числе и массового уничтожения.

Это всё придумал Илон Маск?

Группировка ракетных спутников США должна быть просто огромной –порядка 9–15 тыс. штук. Это по скромным подсчётам. Конечно, Илон Маск вывел сравнимую группировку «Старлинк», да вот там спутники совсем другие, нежели боевые аппараты с ракетами, имеющие иные массу и габариты.

Но, учитывая, какой вес имеет Маск в нынешней администрации, не исключено, что весь проект проталкивают именно его структуры. Ему всё равно, что выводить на орбиту на деньги правительства, – лишь бы побольше. Довольны новым проектом будут все, кто будет вовлечён в освоение средств, даже если не дойдёт до прототипов. Довольны будем и мы, поскольку будут недовольны миллионы американцев, когда вдруг выяснится, что вся эта летающая в космосе красота ни от чего не спасает.

Читайте больше новостей в нашем Дзен и Telegram




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Елена Рыбакина

Рыбакина начала работать с бывшим тренером Динары Сафиной






Названа тройка автомобилей, которые в январе подорожали сильнее всего

Воробьев: малый и средний бизнес Подмосковья может получить до 2 млн на развитие

МВД: стрельбу на западе Москвы вели из травматического пистолета

И никаких чехлов. От боли в спине Настю спасёт только операция