РОАД: при повышении утильсбора машины могут подорожать на 100–300 тысяч рублей
"АвтоВАЗ" настаивает на повышении утилизационного сбора, обвиняя китайские автокомпании в "масштабной ценовой экспансии", Минпромторг готов рассмотреть инициативу. Принятие подобных мер неизбежно приведет к росту цен на автомобили, уверены участники рынка. На сколько подорожают машины в России и как на усиление заградительных мер отреагирует Китай – в материале "Газеты.Ru".
В случае повышения утилизационного сбора, к которому призывает "АвтоВАЗ", цены на новые и подержанные автомобили автоматически вырастут, а их продажи затормозятся, полагает президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Алексей Подщеколдин.
"У "АвтоВАЗа" сейчас нет возможности повышать стоимость и получать дополнительные прибыли, связанные с ценой автомобиля в 2 млн рублей. Можно, конечно, бороться за снижение издержек. Правда, у "АвтоВАЗа", наверное, пока это получается не так успешно, и проще поднять цену, а рынок сделать это не дает. Ну, и самое простое здесь – повышение защитных мер", - пояснил Подщеколдин в беседе с "Газетой.Ru".
Он подчеркнул, что Lada Vesta уже стоит 1,6–1,7 млн рублей без учета госпрограммы, а в отдельных комплектациях - около 2 млн рублей. При этом в той же категории сейчас со скидкой торгует целая группа брендов - за сравнимые деньги можно купить Chery Tiggo 4 Pro, Haval Jolion и ряд других моделей, которые зачастую лучше оснащены и конструктивно представляют собой кроссоверы.
"Сейчас сумма утилизационного сбора составляет 300 тыс. рублей. Вряд ли его повысят на 10%, скорее всего, он вырастет наполовину или в два раза.
Соответственно, цена новых машин вырастет в среднем на 100–300 тыс. рублей, из-за этого их доступность снизится", - спрогнозировал Подщеколдин.
Любое подорожание вызывает уменьшение продаж, а дилерам интереснее зарабатывать понемногу, но на большом количестве машин - это гораздо более устойчивая экономическое модель, чем попытки максимизировать прибыль с каждой машины при низких объемах, заключил глава РОАД.
Основатель проекта "Автомаркетолог" Олег Мосеев ранее заявлял "Газете.Ru", что дальнейшее повышение утилизационного сбора может привести к тому, что российский рынок покинут некоторые из китайских компаний, официально работающих в России.
"Нельзя каждые несколько месяцев менять правила игры. Так никто не будет работать у нас в стране. Само повышение "утиля", безусловно, будет приводить к увеличению цены, увеличению себестоимости — давайте так. Будет ли это приводить к увеличению цены, будет зависеть от рыночной ситуации", - отмечал эксперт.
Чего хочет "АвтоВАЗ"
8 апреля президент "АвтоВАЗа" Максим Соколов во второй раз выступил с инициативой о повышении утилизационного сбора, обрушившись с критикой на китайские автокомпании.
"Зарубежные автопроизводители реализуют в России программу масштабной ценовой экспансии. Продажи легковых автомобилей в самом Китае в прошлом году превысили 26 млн штук, что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять долгосрочные и практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский", – приводит заявление Соколова пресс-служба завода.
Свою позицию глава "АвтоВАЗа" подкрепил примером: по его словам, скидка на "один из популярных в России китайских полноразмерных внедорожников" "в один из недавних периодов" составляла 900 тысяч рублей, что в три раза выше среднего размера утильсбора.
Предложение "АвтоВАЗа" услышали в Минпромторге, и глава министерства Денис Мантуров обещал его рассмотреть, если от бизнеса последует какая-то конкретика.
Источники "Газеты.Ru" в автобизнесе утверждают, что инициатива повышения утилизационного сбора целиком и полностью исходит от "АвтоВАЗа".
"В среде автобизнеса ходило мнение, что российский завод в этой истории используется как собака пастуха, чтобы загнать стадо в загон. Однако это не так", - рассказал один из источников, добавив, что "министерство финального решения о повышения утильсбора не приняло, и чаша весов может склониться как в ту, так и в другую сторону".
"Газета.Ru" обратилась в Минпромторг с вопросами о том, будет ли повышен утилизационный сбор и в каком объеме, на момент публикации ответ в редакцию не поступил.
Си не обидится
Опрошенные "Газетой.Ru" китаеведы полагают, что защищать "АвтоВАЗ" нужно, однако важно придерживаться разумной протекционистской политики для обеспечения взаимодействия с Китаем. Тут могут потребоваться и усилия дипломатов, полагает китаевед, глава Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков.
"Самое главное – чтобы разумные протекционистские пошлины способствовали развитию отечественного производителя, а не заставляли его почивать на лаврах. Как это будет на дипломатическом уровне осуществляться – это уже вопрос к нашим дипломатам. Может быть, надо продать угля и газа подешевле, но при этом сохранить протекционистские меры на соответствующем уровне", - заявил он в беседе с "Газетой.Ru".
Котков добавил, что китайские компании, куда бы они ни пришли, сначала рушат рынок, полностью уничтожая местного производителя, а затем поднимают цены на свою промышленную продукцию. Поэтому Китаю выгодна та ситуация, в которую сейчас попала Россия.
За последний год доля китайского автопрома выросла более чем в 10 раз, а российский рынок легковых автомобилей фактически разделился на две фракции: "АвтоВАЗ" и китайских производителей, - поэтому усиление протекционизма в России едва ли вызовет резкую реакцию в Пекине, убежден китаист Леонид Ковачич.
"Это (дипломатические осложнения - "Газета.Ru") было бы актуально, если бы у нас рынок был открыт для большинства европейских производителей, а именно для китайского автопрома мы вводили какие-то преграды, как это делают сейчас американцы и европейцы, которые ведут антидемпинговые расследования в отношении китайских электромобилей. То есть там более дискриминационная политика по отношению к китайским автокомпаниям, нежели в России. Китайцам сложно нам что-то противопоставить, поскольку мы защищаем наших отечественных производителей, китайцы тоже защищают свои концерны, это внутренняя национальная политика, и тут вряд ли возможны какие-то публичные и официальные претензии", - резюмировал Ковачич.