Добавить новость
ru24.net
Северный рабочий (г. Северодвинск)
Январь
2025
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Отличница, комсомолка и просто красавица

В прихожей её небольшой квартиры овальное зеркало, а на тумбочке рядом — помады, флакон духов и тушь для ресниц. В небольшой двухкомнатной квартире панельного дома на улице Карла Маркса живёт Нинель Семёновна Кошкина — человек с интересной судьбой, волевым характером и необычайным женским шармом. В июне этого года ей исполнится 93 года, мелкий почерк в письмах она читает без очков, помнит все детали своей жизни и находит радость в чтении.

С Нинель Семёновной я познакомилась благодаря нашей читательнице Татьяне Александровне Сухановой. Она знает много интересных историй, а недавно приходила к нам в редакцию, чтобы рассказать о письмах одноклассников, которые они написали по окончании школы № 10 в далёком 1965 году и хранят до сих пор. Но встречаются они не только друг с другом, навещают и свою учительницу Нинель Семёновну Кошкину. Тогда и было принято решение познакомиться с этой удивительной женщиной и рассказать её историю.

Она родилась в 1932 году в Архангельске, мама — учитель начальных классов. Воспитывал её отчим — Иван Матвеевич Калачников, которого Нинель Семёновна вспоминает с большим теплом. Иван Матвеевич был военнослужащим, и, когда в августе 1942-го в Архангельске случилась первая бомбёжка и семья осталась без крова, он отправил их с мамой в Молотовск. Жили в комнате на улице Индустриальной, 33, мама работала в горкоме партии в отделе пропаганды, а Нинель пошла учиться в школу № 3. Училась на отлично, поэтому учительница поручила ей помогать её соседке по парте Рае, которая ещё не раз её потом выручит.

Нинель Семёновна рассказала, что ходила читать стихи и петь песни раненым бойцам в госпиталь, располагавшийся в школе № 8. Однажды, когда она выразительно читала стихи, в палату зашла медсестра, подошла к кровати одного из пациентов, откинула одеяло, чтобы сделать укол, и десятилетняя Нинель увидела мужчину без рук и без ног. Увиденное так поразило маленькую девочку, что она упала в обморок, и мама после этого случая долго не пускала её в госпиталь.

Отчим погиб под Ленинградом. По её воспоминаниям, в последнем его письме были такие слова: «Иду на защиту города Ленина». Сначала пришло известие, что он пропал без вести, а позже — похоронка. Нинель Семёновна вспоминает, что он всегда говорил маме, что если будет на суше воевать, то не знает, что с ним случится, а если на море, то обязательно выплывет.

Мама Нинель Семёновны вела агитаторскую работу, собирала женщин в бараках на улице Железнодорожной, рассказывала им всё о военном времени, о сводках с фронта и была главным инициатором сбора посылок для бойцов на фронт. К слову, имя Нинель мама дала дочери потому, что, если читать его в обратном порядке, получится Ленин. А брата её звали Отто — в честь Отто Юльевича Шмидта.

Нинель Семёновна рассказала, что в Молотовске семья жила два года — это были самые голодные 1942 и 1943 годы. Дети в то время тоже придумывали разные способы, как раздобыть еду. И вот как-то раз её соседка по парте Рая предложила ей сходить к англичанам — в то время в Молотовске их было много — и попросить у них папирос, продать их, а на вырученные деньги купить хлеба. Как говорит Нинель Семёновна, тогда они называли англичан «шапка с дыркой» — холодно было, и они носили вязаные шапки с вырезом на лице. Когда они пришли и обратились с такой просьбой, англичанин принёс девчонкам не только хлеба, но ещё и сливочного масла и пряников и отправил домой.

По словам моей собеседницы, в конце 1942 года детей из Молотовска отправляли в лагеря по всей Архангельской области. В 1943-м Нинель вместе с братом Отто уехали в лагерь, она — в Холмогорский район, а брат — в Верхнетоемский. Когда мама приехала её забирать, из-за погодных условий не получилось выехать, и на три года они остались жить в деревне. Здесь Нинель Семёновна училась в сельской школе, в классе было не больше 15 человек, но она организовала пионерскую организацию, ребята даже выпускали стенгазету. Не удивительно, что председателем была Нинель, правда, пионерские галстуки были смастерены из белой ткани и окрашены свекольным отваром, чтобы красными были.

«Пионерскую правду» в селе выписывала только мама Нинель Семёновны, поэтому газету читали вслух перед всем классом, чтобы знать, что происходит в стране, и брать пример. Весь класс помогал взрослым на конюшне и на свиноферме, отработанные часы в книжку ребятам заносил председатель колхоза. Когда семья переехала в Архангельск, Нинель Семёновна заканчивала школу, и мама очень хотела, чтобы дочь поступила в медицинский институт, но она выбрала исторический факультет педагогического и окончила его с отличием.

По распределению попала в Красноборский район, там познакомилась с будущим мужем. Как она вспоминает, первый раз он её увидел при смешных обстоятельствах, когда она воевала с лошадью, чтобы заставить её двигаться, и была растрёпанной, переживала, но, говорит, на танцах он всё равно её пригласил, так и познакомились. В Красноборском районе встретилась с родным отцом и ездила к нему каждое лето в деревню, он работал председателем колхоза.

Всё время Нинель Семёновна занималась комсомольской работой, ездила по деревням и читала лекции о международной обстановке. Шесть лет работала в Мезени первым секретарём райкома комсомола, отказавшись от хорошей должности в Архангельске. Вспоминает, что первое впечатление было не самым приятным, даже пришла к первому секретарю обкома партии, надеясь, что он отправит её обратно в Архангельск, но он сказал слова, которые она помнит до сих пор.

— Ты хотела работать в сельской местности. Если чего-то не знаешь — научим, будешь лениться — подстегнём! Так что иди и работай, — сказал ей первый секретарь обкома.

В 1960 году приехала в Северодвинск — нужны были высококвалифицированные сотрудники по воспитательной работе с молодёжью, так она пришла работать в училище № 1. Через год ушла в декрет, а потом — в школу № 10 и отработала там 20 лет заместителем по производственной части, завучем и директором.

— В 10-й школе стали практиковать производственное обучение. Девочки учились на воспитателей и старших пионерских вожатых, а мальчики — на слесарей широкого профиля. Программы не было, сама составляла программу обучения, знания брала из специализированных журналов и газет, — вспоминает Нинель Семёновна.

У неё один сын, сейчас ему 67 лет, две внучки и правнуки. Кто-то живёт в городе, а кто-то давно уехал, но, как она рассказала, каждое лето они встречаются всей семьёй в деревне.

Несмотря на свой преклонный возраст, Нинель Семёновна сама ходит в магазин, сама готовит себе завтраки, обеды и ужины. К слову, в день нашей встречи на обед у неё были куриный бульон и японский салат. Говорит, что очень много читает: книги на исторические темы и газету «Северный рабочий» — от корки до корки. Любит разгадывать кроссворды, смотреть кулинарные программы, но и про политические не забывает, знает всю обстановку в мире.

— Жизнь стала другая, нет перспектив жизненных, друзей остаётся всё меньше. Ждать стало нечего, раньше было всё по-другому: все знали, что и как будет, и могли планировать жизнь, сегодня этого нет, — отмечает Нинель Семёновна.

После нашего разговора она показала старые фотографии, свой аттестат с тремя четвёрками и записную книжку с кулинарными рецептами. Когда дело дошло до памятного фото, она засмущалась и сетовала, что надо было надеть нарядное платье.

Удивительный человек, необычайно жизненной энергии женщина, не теряющая интерес к жизни, к людям и к событиям в стране. Хочется пожелать Нинель Семёновне крепкого здоровья, радостных и счастливых моментов, внимания и любви близких и хорошего настроения!

Фото автора

Сообщение Отличница, комсомолка и просто красавица появились сначала на Северный рабочий.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Арина Соболенко

Джеки Чан посетил разминку теннисистки Арины Соболенко






В Лобне задержали пытавшего дочь раскаленными предметами мужчину

Родители пытали 12-летнюю дочь раскаленным гаечным ключом в Московской области

Рудковская — о победе сына на турнире без соперников: живите уж наконец-то своей жизнью

Самолет "Аэрофлота" совершил внеплановую посадку в Саратове из-за индикации масел