Есть только ты и твое тело. Как петербурженка ушла с наемной работы и стала пар-мастерицей
Это рубрика «Вдох. Выдох», в которой мы рассказываем о вдохновляющих людях. Подпишитесь еще и на нашу рассылку — и замечайте больше хорошего вокруг ????
Петербурженка Ася Сеничева превратила свое хобби в стартап. Она стала пар-мастерицей и начала проводить банные ретриты: организует выезды за город, парит людей и учит их парить друг друга.
Для рассылки «Бумаги» «Вдох. Выдох» Ася рассказала, почему тема бани так ее захватила — как пар помогает почувствовать свое тело и безопасно сблизиться с другими.
Ася Сеничева
коуч и пар-мастерица
— Как ты пришла к тому, что захотела стать пар-мастерицей?
— По образованию я социолог и до 2024-го года 10 лет проработала в диджитале: была ивент-менеджером, продюсером, занималась спецпроектами в медиа. В баню ходила просто как посетительница. Начала с интервью Ани Артемьевой «Бумаге», где она рассказывала про банную культуру: я прочитала и заинтересовалась, решила сама попробовать.
В 2023-м я съездила на фестиваль Burning Man на Бали и впервые побывала на коллективном парении. Там у меня случился инсайд, что баня — это очень интересный опыт: в ней есть и коллективная динамика, и практики на самопознание, и чувствование своего тела.
Я начала посещать разных пар-мастеров — и на Бали, и в Петербурге, и в Тбилиси. Постепенно повышала свою насмотренность, а в моей голове зрела мысль: почему бы мне самой не стать пар-мастерицей.
— Что в конечном итоге подтолкнуло тебя к запуску собственного банного проекта?
— В первую очередь, большое желание парить людей. А дальше немного помог случай.
До лета 2024-го года я работала креативным продюсером в приложении для беременных. А в свободное время понемногу проводила бани. На тот момент у меня уже был свой телеграм-канал «Банный движ», где я рассказывала про проект с опорой на свои знания о продвижении.
Я задумывалась о том, чтобы уйти из найма и заниматься только банями. Обсуждала это с коучем, но думала, что момент X случится через полгода-год. А летом узнала, что меня сокращают. Эта новость ускорила процесс.
— Что делает пар-мастер в бане?
— Конечно, очевиднее всего роль пар-мастера на индивидуальных парениях: человеку сложно попарить самого себя, как сложно помассировать себе спину без массажиста.
Коллективные парения — это отдельная история. Для них я продумываю программу и логику банной церемонии и веду ее. Сначала мы разогреваемся, и в каждый следующий заход повышаем температуру и делаем контрастные процедуры.
Я контролирую температуру и количество пара, слежу за состоянием участников. Предлагаю разные медитации и практики. Например, попарить друг друга или осознанно подышать, чтобы отпустить свои мысли и чувства. Чтобы всё это получилось и люди, которые обнажены и находятся в уязвимом положении, могли расслабиться, важно создать доверительную атмосферу. Это тоже моя задача.
Мне кажется, что пар-мастер — это помогающий практик. Он чем-то похож на психолога только на уровне тела: человек может ему довериться, быть собой. Не так много ситуаций, в которых мы можем почувствовать, что о нашем теле заботятся просто так, бережно к нему относятся, просто потому что оно есть, без оценки, без сексуализации, без утилитарных ожиданий. А в бане с грамотным пар-мастером это возможно.
— А как баня помогает людям?
— Баня помогает человеку побыть в контакте со своим телом. Во-первых, очень многие из нас сегодня постоянно живут мыслями: мы что-то анализируем, строим планы. Головой мы часто находимся или в прошлом, или в будущем. И на самом деле единственное, что остается здесь и сейчас, — это наше тело, но часто мы этого не замечаем.
Баня помогает ощутить свое тело в настоящем. Это опыт, схожий с физической нагрузкой, когда сложно думать о чем-то еще, кроме состояния тела. Например, пробежав 40 км, мы вряд ли будем размышлять о своей карьере через пять лет. Такой же эффект и от бани: воздействие высоких температур, новые запахи и касания помогают сосредоточиться на ощущениях, а не на мыслях.
Если говорить о коллективных парениях, то это еще и практика принятия. Я часто вижу людей, которые стесняются своего тела: они сравнивают себя с нереалистичными образами в соцсетях. В бане все настоящие: все обнажаются и находятся в одинаково уязвимом положении. Это дает возможность осознать, что у всех разные тела, и перестать слишком строго себя оценивать. При этом не стоит бояться, что вас в бане кто-то будет навязчиво разглядывать. Обычно в парной темно, а мы сидим с закрытыми глазами.
Один раз я устраивала благотворительное парение в поддержку Кризисного центра для женщин, который помогает женщинам, пережившим гендерное насилие. Это тоже форма помощи: ты можешь сделать что-то приятное для себя и еще поддержать тех, кто уязвим. Тогда участницы собрали для центра 17 тысяч рублей. У меня есть большое желание повторить этот опыт в пользу какой-то еще организации.
— Получается, что баня как практика — это про контакт с собой и другими людьми?
— Да, можно и так сказать. Про контакт с другими — это особенно заметно на выездах без телефонов. Время от времени я собираю группы, и мы на семь часов уезжаем за город. Участники «сдают» телефоны: ими нельзя пользоваться совсем, даже фотографировать. И получается, что люди вдруг проводят вместе довольно много времени, узнают друг друга — и в ментальном смысле, и немного в телесном.
В бане я могу предложить людям друг друга попарить, рассказываю, как сделать это бережно. А после банной церемонии мы общаемся. Я предлагаю участникам задавать друг другу вопросы. Кто-то рассказывает про свою профессию, кто-то про хобби, кто-то про путешествия. И тут ты открываешь для себя, как вокруг много интересных людей.
Как обойти Роскомнадзор? ????
Подпишитесь на рассылку «Вдох. Выдох» с главными новостями дня — ее невозможно заблокировать
Что еще почитать:
- Урагангстер, пляжебока и закатографы: знакомьтесь с героями намыва из комикса петербургской художницы.
- «Это энергия из-под земли». Как ансамбль из Петербурга собирает в деревнях и открывает слушателям русский фольклор.