Советы молодым XXI века от святого XIX века
23 января празднуется память святителя Феофана, Затворника Вышенского. Особенностью этого святого Русской Церкви можно назвать особую «логистику» его духовных наставлений, точно соответствующих тому времени, окружающей социальной и культурной обстановке, настрою, в котором пребывали те, к кому обращался архипастырь. Нередко адресатами его обращений – будь то слова к учащимся различных заведений или переписка с духовными чадами – становились подростки и молодые люди. Какие темы особенно важным считал затронуть в общении с ними епископ Феофан, какие слова у него находились для этого? И почему столь актуальные более полутора столетий назад речи святого оказываются совершенно своевременными и насущными сейчас?
В обширном наследии святителя Феофана Затворника особое место занимают наставления молодым людям.
В первый год своего служения в Тамбове, 27 июля 1859 года, в день рождения императрицы Марии Александровны, святитель Феофан проповедовал в кадетском корпусе о христианском воспитании юношества. Он призывал педагогов основывать процесс образования и воспитания на вероучении Православной Церкви, на Личности Христа Спасителя. «В самом деле, чего хотят воспитывающие? – спрашивал архипастырь. – Хотят просветить ум и образовать сердце. Где же найти прочные основы и действенные орудия к тому и другому? Нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе, "Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же, и освящение и избавление" (1 Кор. 1:30); то есть во святой вере, Им дарованной, со всеми спасительными ее учреждениями».
Святитель критиковал педагогическую систему, указывал преподавателям на то, что они плохо знают духовные законы и мало обращаются к опыту святой Православной Церкви. Пренебрегая духовными законами в процессе воспитания молодежи, невозможно достичь высокого результата и в деле образования учащихся. Преосвященный владыка говорил, что учителя, «...развивая эстетическую природу, окружают питомца изящными предметами и самого приучают к искусствам. Вкус развивается мало-помалу; но вместе выказываются и разного рода похотствования, и притом в формах совсем неизящных. Еще: чтоб приучить держать себя с достоинством, вводят в общество и открывают все приемы приличного взаимообращения. Цель достигается в некоторой мере; но вместе с тем внедряется гордость, спесь, неприступность, презорство к нищим».
В ноябре 1860 года во время панихиды по скончавшейся императрице Александре Федоровне в храме Тамбовского института благородных девиц, покровительницей которого была покойная государыня, святитель преподал наставления воспитанницам этого учебного заведения. Он призывал их любить Россию «любовью истинною и просвещенною». Такая любовь может быть связана только с православной верой. «Любите Россию в духе Православия, – говорил Преосвященный, – ревнуйте об усовершенствовании ее по всем отношениям, но без нарушения мира веры; без подрыва ее основ и ее ценности повсюдной».
Владыка предостерегал от мечтательности о своей будущей жизни по окончании учебного заведения, предлагая вверить себя благому Промыслу Божию. «Не мечтайте много и не прельщайте себя, – говорил он, – предупреждая определения Божии произвольными построениями своей участи, чтоб после действительность, рассеяв мечты, не поразила ваших сердец тем с большей чувствительностью.
Архипастырь наставлял учениц всегда помнить о Боге и святых Его, не поддаваясь тем искушениям, с которыми они неизбежно столкнутся в окружающей действительности. «Вас встретят два духа, – проповедовал святитель, – дух христианства и дух мира. Как вы не дух мира сего прияли, но дух, иже от Бога, то влекитесь всем расположением в след последнего и отревайте первый».
Преосвященный Феофан учил своих слушательниц не забывать о смертном часе. «Не бойтесь помнить о смерти, – говорил он. – Это не отравит жизни вашей, а напротив, отвлечет вас от действительных, хотя подслащенных, отрав жизни и научит находить утешения прочные, такие, которые будут служить для вас предвкушением нескончаемого блаженства».
В марте 1863 года святитель вновь посетил институт благородных девиц в городе Тамбове, где после Божественной литургии произнес поучение воспитанницам, причастившимся в тот день Святых Христовых Таин. Он говорил о необходимости сохранять полученную ими благодать Божию: «Удержите Господа и насладитесь Им. Не скоро обращайтесь к другим вкусам. Не давайте ни мыслям рассеяния, ни желаниям поблажки, ни чувствам послабления». Только в Боге человек может обрести истинное счастье. «Мы ищем вседовольства сердечного: так уж мы устроены. Но найти его нам нигде нельзя, кроме Господа. Господь есть все для нас: Он живот наш, Он радость наша, Он красота наша, Он сила наша, Он ограда наша, Он все наше».
Находясь на Владимирской кафедре, 3 ноября 1863 года святитель произнес проповедь в семинарском храме в день освящения нового корпуса духовной школы. Называя семинаристов «питомцами Церкви», он побуждал их «явить себя церковниками не по имени только, но паче по духу и настроению ума, сердца и характера». Указывая на улучшение внешних бытовых условий в жизни семинаристов, он по-отечески наставлял их менять к лучшему и свой внутренний мир. Будущие пастыри Церкви должны противостоять «духу времени», под которым святитель понимал распространявшиеся в обществе безбожные идеи: «Утвердите вы в себе сознание духа веры и жизни христианской и, храня его непоколебимым, все несогласное с ним отревайте».
11 февраля 1865 года после освящения храма в училище для девиц духовного звания владыка обратился к ним с проповедью, в которой указывал на необходимость благоговейного поведения в храме: «Навыкайте жить всегда в страхе Божием и благоговеинстве. Больше же всего навыкайте молитве. Если навыкнете хорошо молиться, то молитва будет привлекать вам всякое добро не только пока вы здесь, но всю вашу жизнь». 20 февраля 1865 года в том же храме училища для девиц духовного звания он призвал слушательниц благодарить Бога, бережно храня полученную ими благодать.
Помимо проповедей, святитель Феофан и в письмах с особым настроением обращался с наставлениями к молодым людям, так как видел в них благодарных и внимательных читателей, желающих получить духовную пользу. Среди его адресатов была молодая представительница дворянского рода Кугушевых Анастасия Ивановна, прожившая в селе Берестянки Елатомского уезда Тамбовской губернии, недалеко от Вышенского монастыря. В одном из писем святителю Анастасия коснулась проблемы свободы. Она писала о своем «выходе в свет» и о глубоком разочаровании от увиденного. «И вот что еще вижу, – писала Кугушева, – что тут друг друга теснят, вяжут и тиранят, никто своей воли и свободы не имеет. Одеться не смей как хочешь, ступать не смей как хочешь, говорить тоже – и ничего не смей как хочешь. Все у них подчинено какому-то закону, который не знают, кем написан; всех он теснит, но никто сломать его не смеет. Зато и сами делаются тиранами друг для друга. Посмей не послушать кого – горе… Вот вам и свобода! А ведь снаружи посмотреть – все вольница. Вольница, спутанная по рукам и по ногам!»
Наблюдения, сделанные Кугушевой относительно жизни светского общества, всецело совпадали со взглядами ее духовного учителя. В одном из писем святитель Феофан изложил христианское учение о внутреннем мире человека, выделив пять «ярусов», «сторон или, лучше, степеней жизни», среди которых главной является духовная сторона. В падшей человеческой природе установленный Богом иерархический порядок нарушается, вследствие чего дух может оказаться в подчинении у плоти. Святитель писал: «Когда человек бывает духовен, душевность и телесность не имели уже в нем места, – но то, что тогда духовность у него бывает господствующей, подчиняя себе и проникая собою душевность и телесность; равно не то, чтоб, когда человек бывает душевен, его духовность и телесность не существовали более, – но то, что тогда душевность бывает господствующей, всем заправляет и всему дает свой тон и самую духовность облекает покровом душевности; также не то, чтоб, когда человек бывает плотян, его духовность и душевность исчезли, – но то, что тогда все у него оплотеняется и духовность и душевность плотяны бывают, подчинены плоти и ею попраны и в рабстве у нее содержимы».
В соответствии со святоотеческим учением святитель определял свободу как внутреннее свойство природы, которое может быть утрачено вследствие нарушения иерархии. Преобладание плотского начала приводит к порабощению страстям. Подчинение плотью духа – одна из причин несвободы.
Еще одна причина несвободы связана с повреждением природы человека вследствие грехопадения. В результате этого люди превращаются в эгоистов, стремящихся использовать других в своих корыстных целях. «Тут причина того, – писал архипастырь, – что всякий хочет навязать свои желания другому или связать его ими, что назвали вы очень метко тиранством. Уж как ни скрашивает кто своих желаний, позади всего стоит эгоизм, желающий повернуть вас по-своему или сделать вас средством. Тут причина и лицедейства, суть которого есть напряженное ухищрение всячески прятать свои дурные стороны, не исправляя их, иначе пресечется влияние на других и, следовательно, пользование ими как средствами. Тут причина и того, что от всех холодом веет – ибо всякий замкнут в себе и не разливает лучей теплой жизни вокруг себя».
В светском обществе нет подлинной свободы, и люди лицемерно скрывают свои недостатки, а не избавляются от них. Видя явное неприятие Анастасией Ивановной Кугушевой светской жизни, владыка беспокоился о ней, поскольку знал, каким соблазном эта жизнь служит для духовно неокрепших молодых людей. «Жизнь, которой частичку вы видели, – писал святитель Феофан, – имеет одуряющее свойство: так что и видят, что все это не то, а все тянутся, как привыкший к опиуму знает, что будет как сумасшедший, а все принимает его или потому и принимает».
Святитель старался дать своим адресатам определенную свободу в выработке позиции по отношению к светскому обществу. Его духовные чада должны были сами делать выводы о том, что им пойдет на пользу, а что – во вред.
Для безопасного пребывания в обществе святитель рекомендовал научиться оберегать свое сердце от влияния мирских соблазнов. «Внешне действуйте как и все, будто нараспашку, – писал он Анастасии Кугушевой, – но сердце свое берегите от сочувствий и увлечений. В этом главное: сердце берегите – и будете там только телом, а не душою, верно исполняя заповедь Апостола: да будут "требующии мира... яко не требующе"» (1 Кор. 7:31)».
В своих письмах Преосвященный Феофан рассуждал и о смысле жизни, что волновало многих его духовных чад. В то время в обществе получили широкое распространение социально-философские теории о совершении больших и громких дел во благо человечества, которые не могли не коснуться ума и сердца адресатов владыки.
Высказываясь об этих теориях, святитель не оставлял от них камня на камне. «Большое заблуждение в том, – писал он, – когда думают, будто для неба или, по-прогрессистски, для того, чтобы сделать и свой вклад в недра человечества, надо предпринять большие и громкие дела. Совсем нет. Надобно только делать все по заповедям Господним. Что же именно? Ничего особенного, как только то, что всякому представляется по обстоятельствам его жизни, чего требуют частные случаи, с каждым из нас встречающиеся». Цель земной жизни – это не отвлеченная идея блага всего человечества, а «блаженная жизнь за гробом», чего можно достичь, совершая «дела по заповедям, исполнения которых требуют все случаи жизни».
Усердно и терпеливо, не жалея ни времени, ни сил, через проповеди и письма святитель Феофан вел современную ему молодежь ко спасению, помогал найти ответы на многие вопросы, учил жить так, чтобы Христос стал для них смыслом жизни, призывал помнить, что Сын Божий пришел на землю, чтобы даровать человеку спасение и сообщить благодатные дары Святого Духа. Абсолютные законы Евангелия и духовно-нравственные нормы остаются неизменными. Естественно, что многие из тех мудрых духовных наставлений, которые давал святитель Феофан Затворник молодежи XIX столетия, остаются актуальными и современными и для молодых людей XXI века.
В основе публикации –
статья митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия
в журнале Калужской духовной семинарии
«Труды по русской патрологии»