"Идеальный лжец": зажигательная сатира о пандемии вековой давности
Во времена, когда коронавирусный ужас многим кажется фактом давно минувших дней, выходит фильм американцев Джозефа Шумана и Остина Старка «Идеальный лжец». Посвящен он пандемии испанки (испанского гриппа), унесшей миллионы жизней в период с 1918 по 1920 год.
Впрочем, авторов картины, в оригинале называющейся «Coup!» («Переворот»), волнует не столько катастрофа вековой давности, сколько никогда не теряющий актуальности классовый конфликт, для обострения которого внешние обстоятельства становятся лишь катализатором. Иными словами, они развивают тему, которую в своих фильмах исследовали Джозеф Лоузи, Клод Шаброль, а относительно недавно – Пон Джун-хо, Рубен Эстлунд и, например, Джордан Пил.
Центральные роли в «Идеальном лжеце» сыграли Питер Сарсгаард («Воспитание чувств») и Билли Магнуссен («Не время умирать»), создавшие на экране диаметрально противоположные, но одинаково яркие образы. Как всегда прекрасна и любимая режиссером Дэвидом Кроненбергом актриса Сара Гадон, сыгравшая третью по значимости роль в картине. Добровольно, без манипуляций и давления, он никогда бы не согласился поделиться хоть частью своих привилегий с теми, кто ниже его по статусу, – его прогрессивность во многом тоже обман. Им движет жажда власти, и даже те гуманистические ценности, которые у него все-таки были, в итоге не выдерживают проверку жизненными испытаниями.
В общем, американские киноавторы по-прежнему свободно критикуют власть и тех, кто к ней только стремится пробиться. Причем неважно, речь идет о либералах или консерваторах, если они того, по мнению создателей фильма, заслуживают.
С «Идеальным лжецом» хочется напоследок сравнить сериал «Вице-президент» Армандо Ианнуччи, в котором героиня Джули Луи-Дрейфус на протяжении семи сезонов стремилась к должности президента США. В нем тоже симпатичные на первый взгляд люди пропагандировали правильные ценности, но по факту оказывались скорее расчетливыми карьеристами, которые, может, и хотели даже как лучше, но получалось как всегда.