Прищучили: Астраханской области в перспективе грозит запрет ловли еще двух видов рыб
И эта перспектива может стать реальностью за пару лет.
«Это не только мой взгляд, но и науки»
В минувшую пятницу на пресс-конференции министра сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области Руслана Пашаева прозвучал вопрос о ловле воблы в 2025 году. Ничего нового глава ведомства не сообщил: согласно приказу Минсельхоза РФ, в регионе установлен повсеместный запрет лова популярного вида рыбы для промыслового и любительского рыболовства, никаких разрешительных «окон» в период весенней путины. Единственное добавление (впрочем, об этом местные СМИ ранее прогнозировали) – такая жесткая запретительная мера может растянуться на несколько лет.
«Вы все знаете, что вопрос о запрете ловли воблы взялся неспроста, - пояснил министр. - Запасы воблы упали до критических отметок. На это влияют несколько факторов, в том числе и повсеместная ловля. Браконьерство достаточно серьезно давит на снижение ресурсов воблы, рыболовы-любители и профессиональные рыбаки тоже вылавливают достаточно серьезный объем. А рассчитывать на то, что это можно компенсировать нерестом, наивно: в нынешних условиях маловодья нерест выходит либо средний, либо слабый».
Тогда корреспондент ПУНКТ-А и спросил о возможном варианте установления аналогичного запрета на еще два вида рыб – щуку и пресноводного сома. И Руслан Пашаев дал ответ, которые в момент растиражировали все присутствовавшие издания и телеканалы: «Что касается щуки, то, на мой взгляд, это следующий вид водных биологических ресурсов – как, впрочем, еще и сом, - который, к сожалению, в каком-то обозримом будущем может попасть под ограничение вылова. И это не только мой взгляд - это еще на взгляд и науки».
Зубастая попалась на икре, усатый – на балыке
Сама наука – например, в лице специалистов Волжско-Каспийского филиала Всероссийского НИИ рыболовства и океанографии («КаспНИРХ») - давно бьет тревогу не только по поводу воблы. Хотя промысловые запасы щуки и сома еще оцениваются в удовлетворительном состоянии, ученые все чаще вставляют в отчеты фразу: «имеется тенденция к снижению вылова».
Основным фактором, влияющим на численность популяции щуки и ее запасы в современный период, эксперты называют ННН-промысел (незаконный, несообщаемый, нерегулируемый), величина которого сопоставима с уровнем официального вылова. В результате промысловые запасы щуки с 29,1 тыс. тонн в 2017 году снизились до 25 тыс. тонн в 2023-ем.
«Основная часть годового вылова щуки приходится на начало весенней путины. И в последние 10 лет наблюдается тенденция снижения статистически учтенного вылова щуки в этот период. В совокупности с природными факторами (в первую очередь неустойчивостью гидрологического режима в дельте Волги) снижение количества и качества производителей в нерестовый период приводит к рождению низкоурожайных и среднеурожайных поколений, - отмечается в отчете Волжского-Каспийского филиала «ВНИРО» по итогам промысла 2024 года в Астраханской области. - Икра щуки, вследствие высоких пищевых качеств, востребована у населения и имеет высокую стоимость, что способствует незаконному промыслу. Весной в промысловых уловах отмечается почти полное отсутствие в нерестовый период самок крупного и среднего размера».
Всего промысловый вылов щуки в прошлом году составил 3,6 тыс. тонн.
Что касается сома, то в начале века (2001-2008 годы) интенсивная эксплуатация популяции привела к тому, что его запасы были в пределах 20-22 тыс. тонн. Переход на более щадящий режим эксплуатации в 2009 - 2020 годах помог увеличить запасы сома и стабилизировать на уровне 43,2-43,8 тыс. тонн. Однако с 2021 года под влиянием нестабильной гидрологической обстановки во время нереста и нагула промысловые запасы сома вновь стали снижаться – в 2023 году они остановились на уровне 40,8 тыс. тонн. Снизились объемы добычи сома: если в 2020 году выловили
6,27 тыс. тонн, то в 2023-ем - до 5,29 тыс. тонн.
А вот что было сказано в отчете «КаспНИРХ» о соме в 2024 году: «Его вылов составляет основу уловов полупроходных и речных рыб (вместе с лещом и карасем). На отдельных водотоках дельты Волги сом доминировал в уловах закидных редкоячейных неводов - доля вылова его достигала 70%».
Обще объем вылова сома в 2024 году составил 5,57 тыс. тонн.
Ученые также отметили: в последние годы воспроизводство и нагул сома осуществляется в условиях нестабильного гидрологического режима, что создает предпосылки для снижения его численности. Регулярные периоды маловодья отрицательно сказались на кормовых ресурсах, что особенно важно для младших возрастных групп сома.
Как и у щуки, у сома есть «осетровый» фактор, влияющий на увеличение его незаконного вылова: если зубастую сегодня ценят, главным образом, из-за икры, которая для большинства населения подменила осетровую, то усатый занял балычную нишу, в прежние годы также принадлежавшую осетрам.
2025-й: понижение продолжается
И в заключение – цитаты из сборника материалов Росрыболства, ФГБНУ «ВНИРО» и его Волжско-Каспийского филиала, обосновывающие общие допустимые уловы (ОДУ) в районе вылова водных биоресурсов во внутренних водах Астраханской области на 2025 год. Он появился в открытом доступе перед пресс-конференцией главы облминсельхоза и, в сущности, подвиг ПУНКТ-А на тот самый вопрос министру о щуке с сомом.
Итак, что пишется о щуке на текущий год: «Промысловые запасы щуки в Астраханской области находятся в нестабильном состоянии и в 2025 году в основном будут формироваться среднеурожайными поколениями 2020-2022 годов. Учитывая негативные факторы, промысловый запас щуки на 2025 год рассчитан в объеме 19 тыс. тонн (что на 4 тыс. тонн меньше, чем в 2024-ом), ОДУ - 3800 тонн, в том числе в Волге и ее водотоках – 800 тонн».
А теперь – о соме: «Промысловый запас сома в 2025 году в основном будет формироваться особями 4-7 лет. Из-за вступления в промысловое использование малоурожайных поколений на перспективу прогнозируется снижение промыслового запаса, который на 2025 г. рассчитан в объеме 35,8 тыс. тонн, ОДУ - в объеме 5950 тонн, в том числе в Волге и ее водотоках – 1300 тонн».
Теперь нет иллюзий, что в пятницу Руслан Пашаев не сгущал краски насчет возмжного табу и ловлю этих видов рыб?
Кстати, о вобле
В упомянутом сборнике прописано и о вобле: «Промысловый запас в Волго-Каспийском и Северо-Каспийском рыбохозяйственных подрайонах в 2025 году оценен в объеме 16,9 тыс. тонн, что на 2 тыс. тонн ниже уровня 2024-го и ниже минимальной величины запаса, необходимой для самовоспроизведения популяции - 20,0 тыс. тонн. В 2025 году добыча может осуществляться только для научно-исследовательских и культурно-просветительских целей, поэтому ОДУ определен в 16 тонн, в том числе в Волге и ее водотоках – 2 тонны».
Фото: msh.astrobl.ru, ГТРК «Лотос», КВФ «ВНИРО» («КаспНИРХ»), fishing-report.ru