В Бурятии разворачивается настоящая война за омуль
С подачи браконьеров на инспектора «Заповедного Подлеморья» завели уголовное дело. Скандал вокруг оперативной группы «Баргузин» – так называемого заповедного спецназа – продолжается уже несколько месяцев. Напомним, ещё в сентябре глава Минприроды России Сергей Донской призвал МВД и Генпрокуратуру защитить госинспекторов от «чёрных рыболовов».
- Принципиальная позиция сотрудников оперативной группы «Баргузин» вызвала волну недовольства среди браконьеров. Участились случаи нападения на госинспекторов, угроз жизни, порчи имущества и преследования – при отсутствии необходимой реакции правоохранительных органов по расследованию таких фактов, – заявил он.
Однако сегодня ситуация только усугубилась. Обе стороны уже неоднократно выступали в СМИ. Местные жители утверждают, что инспекторы избивают их и превышают полномочия. Ну а сами борцы с браконьерами заявляют: все недовольные – их постоянные клиенты, которых не раз задерживали с незаконной добычей.
«Наручники надели и начали пинать»
На минувшей неделе в Баргузинском районе состоялся «народный сход». На нём пытались разрешить затянувшийся конфликт жителей нескольких сёл и руководства Забайкальского нацпарка. На защиту рыбаков встала именитая общественница и представитель уполномоченного по правам человека в районе – Галина Арсеньева. Она заявила, что руководитель группы «Баргузин» Артур Мурзаханов избил одного из её земляков.
- Николай Падзик в своём заявлении пишет так: «Меня скрутили, мордой об пол, наручники надели и начали пинать. Заканчивая пинать меня, Мурзаханов разбежался и кулаком стукнул мне в лицо, – рассказала активистка историю одного из местных жителей.
Инцидент, по словам активистки, произошёл 17 сентября. Сам «пострадавший» Николай Падзик, кстати говоря, уже не раз попадался сотрудникам рыбоохраны при незаконной ловле омуля. Но на этот раз, по его словам, действия администрации вышли за все рамки. Однако, как отмечает АТВ, в день задержания уже действовал полный запрет на вылов омуля – в связи с нерестовым периодом. Почему Николай Падзик попал в поле зрения инспекторов именно тогда – большой вопрос. Тем не менее, он подал заявление об избиении в полицию.
Галина Арсеньева сообщила, что побои были зафиксированы медицинской справкой, однако её так и не предъявили. В Следственном комитете журналистам телеканала пояснили: заявления о причинении увечий поступили сразу с двух сторон, и сейчас ведутся следственные действия. Однако, за два месяца ни одного из сотрудников группы так и не вызвали даже на беседу.
Попытка свергнуть?
Сам Артур Мурзаханов в интервью телекомпании назвал заявления об избиении провокацией. По его словам, при каждом задержании проводится оперативная съёмка. Заснять происходящее на камеру не удалось только один раз.
- Тогда было фактическое нападение на кордон. У нас вытащили камеру, поэтому нет съёмки. Мы об этом тут же сотрудникам полиции сообщили, когда вызвали, – отметил он.
Зато у инспекторов имеется видеозапись, когда обиженные рыбаки пришли на кордон «Монахово» и пытались выяснить отношения «раз на раз». Это произошло спустя пару дней после конфликта, но до полусмерти – как заявляют общественники – избитые люди выглядели вполне здоровыми и уже были готовы вступить в бой.
Сами сельчане заявляют, что действия инспекторов попросту мешают им жить. Однако самые громкоголосые и недовольные регулярно попадаются с омулем, добытым практически в промышленных масштабах. Впрочем, есть и такие рыбаки, которые получают квоты на вылов согласно закону и соблюдают запрет в нерестовый период.
- Мы рыбачили, давали нам квоты. Две тонны на вылов омуля. И эти две тонны мы все лето ловили, для нашего предприятия это невыгодно было. Парк (Забайкальский нацпарк – прим. ред.) всё это поставил под контроль, стали записывать. Мы быстро – за пятнадцать дней – выполняли план и брали дополнительные лимиты. Это плюс? Это плюс, – считает председатель ПО «Баргузинский промысловик» Александр Бельков.
По мнению руководства заповедника, такая агрессивная позиция местных жителей – попытка свергнуть группу, которая действительно мешает деятельности браконьеров. Раньше этим занимались местные инспекторы, которые не могли справиться с «чёрными ловцами». И незаконных добытчиков рыбы такое положение дел вполне устраивало.
- Изначально это было просто противодействие группы лиц, которые занимались незаконным промыслом, и сотрудников «Заповедного Подлеморья». Сейчас они пытаются при поддержке граждан перевести его в противодействие между учреждением и посёлком. Привлекают население, СМИ, общественность, – подчеркнул директор Забайкальского национального парка Михаил Овдин.
«Всех коснётся»
Кроме оперативной группы «Баргузин» и её руководителя Артура Мурзаханова, общественники требуют отстранить от работы и Михаила Овдина. Они уверены: «Баргузин» действует по указанию начальника «Подлеморья».
- Население, мы должны проснуться, быть едины, и не думать, что это меня не коснётся. Всех коснётся – когда нас будут мордой на капот, – заявила Галина Арсеньева.
Жители района даже заявляли, что готовы дойти до президента страны Владимира Путина. Что это всё-таки за противостояние и чем оно обусловлено, предстоит разобраться следствию. Как сообщает АТВ, один из якобы «избитых» рыбаков уже получил в прошлом году наказание за нападение на сотрудника группы. Ещё по одному факту такого же нападения уже идёт разбирательство в Баргузинском районном суде.
«Неправомерные действия»
В конце минувшей недели стало известно, что на Артура Мурзаханова завели уголовное дело за превышение должностных полномочий. Об этом сообщили в пресс-службе бурятского омбудсмена. При этом в ведомстве сослались на статью, опубликованную на портале «03grb» 12 декабря.
Как выяснилось, с жалобами на действия сотрудников опергруппы «Баргузин» сельчане обратились к уполномоченному по правам человека Юлии Жамбаловой ещё в начале октября. Кроме того, письмо в адрес омбудсмена направила и Галина Арсеньева. После этого Жамбалова инициировала проверку с участием надзорных органов.
В аппарате уполномоченного подтвердили, что ранее на одного из местных жителей и в самом деле завели уголовное дело – по факту насильственных действий в отношении государственного инспектора. Этот инцидент произошёл в декабре 2015 года. После ряда обращений, которые поступили от сельчан несколькими месяцами ранее – в августе и в сентябре – следователи в возбуждении дела отказали – «в связи с отсутствием состава преступления». Эти решения районная прокуратура признала незаконными.
Теперь к уголовной ответственности намерены привлечь уже начальника опергруппы «Баргузин». Сейчас по делу проводится расследование. Интересно, что сам Артур Мурзаханов узнал об этом из СМИ.
По словам старшего инспектора «Заповедного Подлеморья», никаких доказательств его вины, впрочем, как и вины других сотрудников «заповедного спецназа», нет.
- Если бы подобное на самом деле произошло, я бы уже должен был сидеть за решёткой. Кто бы мне в таком случае позволил работать? – подчеркнул Артур Мурзаханов.
Нам стали известны и кое-какие подробности «схода», который состоялся в Баргузинском районе на минувшей неделе.
- Там были в основном браконьеры и их сторонники. Это не представители народа, а опытные провокаторы – около 20 человек, которым просто перекрыли пути получения дохода от незаконной рыбалки. Они умело манипулировали толпой подсказывая, где хлопать в ладоши, а где кричать, выражая негодование. Присутствовавшие потребовали, чтобы всё стало, как прежде. Но «как прежде» уже никогда не будет. Если не будет Мурзаханова – будет кто-нибудь другой, – отметил наш собеседник.