ФАС и РКН поделились «секретными» методиками работы с рекламой
На встрече с ФАС и Роскомнадзором в центре «Мой бизнес» было многолюдно. Участников волновала тема ограничений в интернет-рекламе с 1 сентября 2025 г.
Встреча по интернет-рекламе. Фотограф: Кирилл Решёнов.
Более 100 участников — маркетологов, SMM-специалистов, блогеров, предпринимателей — пришли на встречу, организованную по инициативе Алтайского краевого отделения «Опора России», при поддержке Алтайского краевого УФАС, Управления Роскомнадзора, центра «Мой бизнес».
О чем говорили? О терминах Закона «О рекламе», маркировке рекламы в интернете, передаче сведений через операторов рекламных данных, разграничении зон контроля ведомств, о штрафах, запрете рекламы в заблокированных соцсетях. Выяснилось, что не все знают основные понятия закона. Для многих термин реклама стал откровением и открытием секретного знания, поэтому слайд с инфографикой от ФАС о понятиях и терминах был массово зафиксирован на смартфоны.
Встреча по интернет-рекламе. Фотограф: Кирилл Решёнов.
Продвинутые слушатели задавали толковые вопросы на основе реальной практики интернет-рекламы. Рекпортал предложил участникам встречи и членам Сообщества маркетологов Алтайского края прокомментировать событие и ответить на два вопроса: Чем помогла встреча? Какие вопросы остались открытыми?
Будем ждать первых прецедентов
«Помогло разъяснение о том, что информация в WhatsApp и Telegram (кроме открытых каналов) хоть и является рекламой, но маркировки не требует, так как относится к средствам связи, а не интернет-рекламе. Огорчает, что представители бизнеса всячески пытаются обойти закон, особенно в запрещенных социальных сетях, придумывая различные формулировки. Здесь, я думаю, будем ждать первых прецедентов для понимания, как закон будет действовать.
Яника Тютенева, участник Сообщества маркетологов региона. Фото: из личного архива.
В целом представители ФАС и РКН настроены на диалог, всегда можно позвонить и посоветоваться по своему индивидуальному случаю, что, безусловно, очень обнадеживает», — Яника Тютенева, управляющий партнер сети студий «Акула маникюра».
Казнить нельзя помиловать
«А я как раз к тем, кто хочет обойти закон, наверное, и отношусь. Моё мнение из того, что мы услышали: никакой чёткой и прозрачной системы нет. Возможно, появится понимание после прецедентов наказания. И всё же каждый случай будет рассматриваться абсолютно индивидуально, по принципу „казнить нельзя помиловать“, где запятые поставим сами.
Алёна Жабина, участник Сообщества маркетологов региона. Фото: из личного архива.
Насчёт „обойти закон“ я погорячилась, скорее планирую соблюдать его в полной мере. То есть я услышала размеры штрафов и если размещать рекламу не от юридических лиц, а от физических, либо на должностное лицо, то штрафы будут посильны, а энергия и ресурсы, затрачиваемые на соблюдение всех тонкостей закона, будут направлены на развитие. А вообще, надеюсь, время покажет», — Алена Жабина, руководитель клининговой компании «Cleanair».
Сто раз отмерь, как говорится
«Очень рада, что ФАС и Роскомнадзор, в принципе, готовы рассказывать и закрывать вопросы предпринимателей как на таких встречах, так и при личных обращениях, это радует. Думаю, что к ограничениям вскоре мы привыкнем, также они явно способствуют и повышению качества контента — сколько дополнительной мороки, сто раз отмерь, как говорится.
Алиса Велигорская, участник Сообщества маркетологов региона. Фото: из личного архива.
Для себя закрыла вопросы по рекламе в чатах: порадовало, что можно не маркировать рекламу в чатах сообществ; утвердилась в том, что большинство делаю правильно, но и нашла то, что нужно срочно исправить. Немного расстроил факт, что некоторые определения в законе имеют субъективный характер, но с появлением прецедентов всё точно станет на свои места«, — Алиса Велигорская, маркетолог.
В законе нет понятия самореклама
«После 1 сентября мы действительно ощутили, что отрасль цифрового маркетинга вошла в новую фазу неопределённости. Реакции специалистов и собственников клиник оказались диаметрально противоположными: кто-то впал в панику и полностью отказался от любых действий из страха нарушить закон, а кто-то, наоборот, решил ничего не менять, придерживаясь позиции „я не знаю, меня это не касается“. Ситуация неоднозначная. Сталкивалась со случаями, когда предприниматели боялись даже разместить сторис с информацией о „свободных окошках“, опасаясь, что это может быть расценено как „призыв к действию“.
Анастасия Чирва, участник Сообщества маркетологов региона. Фото: из личного архива.
На встрече стало ясно, что остаются вопросы, которые требуют дальнейшего объяснения. Например, в законе отсутствует само определение понятия „самореклама“, хотя, по словам представителей Роскомнадзора, её осуществление уже подпадает под запрет. Главный вывод встречи — каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Однако это, скорее, усиливает правовую неопределённость, чем снижает её.
На практике это означает, что брендам необходимо особенно тщательно анализировать, какой контент и на каких площадках они публикуют. Распространение информации через мессенджеры остаётся допустимым, но важно понимать, какой круг лиц получает доступ к этой информации — ведь даже при формально „ограниченной аудитории“ остаются риски жалоб и штрафов. Одно очевидно: не стоит тешить себя надеждой, что запрещенные платформы вернутся. Необходимо выстраивать новые коммуникационные стратегии, осознанно выбирать каналы продвижения», — Анастасия Чирва, медицинский маркетолог.
Нужно получить разъяснение по статусам
«Лично меня интересует, почему ФАС склоняются к мнению, что статусы в мессенджерах (WA, TG) — это реклама. Если обратиться к основным понятиям ФЗ № 38 „О рекламе“, то „реклама“ — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Наталья Майер, участник Сообщества маркетологов региона. Фото: из личного архива.
Статусы в WA видны только контактам из записной книжки и, соответственно, круг лиц статуса ограничен. Возможно, я ошибаюсь и у ФАС есть веские законные основания для того, чтобы посчитать иначе. Было бы неплохо получить разъяснения именно по вопросу статусов. Так как сейчас это один из основных работающих способов рассказать о себе, о своих проектах и показать клиентов, а также поделиться со своими знакомыми важными историями из жизни», — Наталья Майер, внештатный маркетолог.
Где граница между «рекламой» и «информированием»?
Мы ведём таргет и социальные сети для бизнеса, поэтому тема маркировки рекламы для нас не просто формальность, а ежедневная практика. Но вот какой вопрос остался без однозначного ответа. Если предприниматель публикует посты о своих акциях, спецпредложениях, скидках, — нужно ли это маркировать как рекламу, если всё это ведётся в рамках собственной хозяйственной деятельности? Ведь понятия самореклама в законе нет. Получается, предприниматель обязан сам решать, где грань между информацией о своей работе и рекламой.
Сергей Киреев, основатель digital агентства PROFIT. Фото: из личного архива.
И вот тут возникает логичный вопрос — а должен ли он вообще об этом думать, если просто рассказывает о своём деле? Или всё-таки стоит перестраховаться и маркировать каждый пост, чтобы избежать штрафов? Как думаете, где граница между «рекламой» и «информированием»? Будет интересно услышать мнения юристов, маркетологов и коллег-предпринимателей», — Сергей Киреев, основатель digital агентства PROFIT.
Приглашаем заинтересованных лиц к обсуждению практики применения новых условий в интернет-рекламе.
Смотрите также
Опасные фразы и крупные штрафы. Ограничения в интернет-рекламе
Маркировка интернет-рекламы. Получи токены — спи спокойно