Пандемия коронавируса заслонила и, одновременно, проявила инфопандемию
Проблема низкого (и, продолжающего ухудшаться) качества информации не нова. Но, коронавирусный кризис обнажил широту и опасность глобального фейкотворчества.
Недостоверная и опасная информация приводит не только к падению уровня знаний об объективном состоянии мира. «Вредные данные» приводят к ухудшению настроения и самочувствия, ошибочным решениям и финансовым потерям. В наиболее трагичных случаях, когда на основании информационной чуши принимаются решения о лечении опасными при конкретной болезни лекарствами все кончается тяжелым развитием болезни или смертью.
Распространение информационной чуши несет в себе и «обычные» опасности. Некорректная информация – готовый подарок для мошенников, задача которых в океане вранья становится удивительно простой. Им не нужно быть более правдивыми, достаточно быть немного убедительнее. Кроме того, инфоистерия — прекрасный повод для ксенофобии и начала войн любого рода.
Опасность некачественной информации осознается. Но, попытки борьбы с ней обречены на неудачу при отсутствии у государств духа сотрудничества. Объявив монополию на правду и претендуя на истину, Запад прекрасно обучил этому весь мир, и теперь сетует, что, оказывается, у России и Китая не только своя правда, но и еще вполне обученные для информационного противостояния кадры. Но, даже без неправильных китайцев, северокорейцев и иранцев с россиянами, проблема фейков не решаема. Коммерциализация информации привела к специфическому кризису перепроизводства. Как товаров и услуг, информации стало чрезмерно много. А ее условная бесплатность, породила неприятнейшее последствие не выдерживающего критики низкого качества. И, что с этим делать – неизвестно никому.