Почему Сталина похоронили не в парадном мундире
Похороны правителя – ответственное мероприятие для его преемника и приближенных. Во времена СССР почивших руководителей страны предавали земле с особой торжественностью, а общесоюзный траур длился по нескольку дней. Организацией похорон занималась специально созданная комиссия, которая решала все возникающие вопросы, вплоть до одежды, в которой покойный правитель отправится в последний путь.
Известный писатель и журналист Алексей Богомолов в своей книге «Легенды первых лиц СССР» (Москва, 2016 год издания) отметил, что понятие моды среди высших должностных лиц Советского Союза практически отсутствовало. Почти все партийные вожди не придавали своему внешнему виду большого значения.
«Точно так же Сталин ходил в достаточно скромной одежде – обычно военной или полувоенной. Свои шинели и френчи он занашивал чуть ли не до дыр, просто привыкая к их удобству и не обращая внимания на какие-то эстетические моменты», – написал А.А. Богомолов.
Специально сшитый для И.В. Сталина после Великой Отечественной войны мундир генералиссимуса он носить отказался, поскольку слишком ярким и помпезным показалось это одеяние «вождю народов». И впрямь, двубортный френч цвета морской волны с алыми вставками, золотыми пуговицами, обильно украшенный вышивкой, не вязался с привычным образом И.В. Сталина. Взглянув на это великолепие, он даже сказал: «Я не павлин».
После смерти генералиссимуса решением Президиума ЦК КПСС была создана комиссия по организации похорон, председателем которой стал Н.С. Хрущев. «Российская газета» в рамках проекта «Родина» 1 марта 2018 года опубликовала документы этой комиссии, хранящиеся в Российском государственном архиве социально-политической истории. Это черновики протоколов, которые подготовил видный политический деятель Л. М. Каганович, датированные 5 и 6 марта 1953 года.
Так, в черновике протокола No 1 заседания комиссии по организации похорон содержится пункт: «Установить, что тело товарища Сталина должно быть положено в гроб в военной форме (не парадной). На кителе прикрепить медали Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда, а также планки к орденам и медалям. Ответственность возложить на т. Спиридонова».
Очевидно, товарищи по партии знали, какую неприязнь покойный питал к своему парадному мундиру, поэтому решили положить его забальзамированное тело в мавзолей на Красной площади в обычном военном кителе.
В книге «Легенды первых лиц СССР» приведены слова наркома иностранных дел В.М. Молотова: «Сталин очень строго к этому относился. Его и хоронить-то не в чем было. Рукава обтрёпанные у мундира подшили, почистили...».