\"Сибирская полночь\": как якутский снайпер одним выстрелом уничтожил несколько десятков немцев
Иван Николаевич Кульбертинов - один из самых результативных снайперов Великой Отечественной. За войну он только официально поразил 587 солдат противника. Немцы боялись невысокого якута, они дали ему прозвище Сибирская полночь.[С-BLOCK]
Родился будущий герой 7 ноября 1917 года в селе Тяня Олекминского улуса Якутской области в семье эвенкийского охотника-оленевода.
Сейчас в память о легендарном советском снайпере проводятся спортивные турниры, в которых принимают участие также мастера спорта, в том числе международного класса. Самому же Кульбертинову классический спорт был неинтересен: он занимался охотой и оленеводством. Зато уже в раннем детстве по живым мишеням стрелял не хуже, чем нынешние чемпионы – по спортивным. Позже якутский охотник в Военкомате так и скажет: «Зверя в глаз бью, хочу фашистов бить!»
Ваня остался без отца в 10-летнем возрасте, поэтому вместе со старшим братом Николаем ему приходилось тянуть заботы о семье, не рассчитывая на чью-либо помощь и поддержку. Пришлось обойтись без учебы: некогда было, да и ни к чему. Уже повзрослев, Иван благодаря успехам в своем труде (оленеводство и охота) сумел выбиться в стахановцы.
На фронт Кульбертинов был призван 12 июня 1942 года Олекминским районным военным комиссариатом. Военную подготовку проходил на Урале, а боевое крещение получил в начале 1943 года на Северо-Западном фронте. Начальство определило его в снайперы и, конечно, не прогадало. 27 февраля 1943 года Иван Кульбертинов в бою под Старой Русой, что в Новгородчине, метким выстрелом убил первого фрица.
Приходилось порой непросто, поскольку снайперу часто необходимо часами лежать не шевелясь. Но длительное ожидание приносило хорошие результаты. Как вспоминал Кульбертинов, доводилось ему одним выстрелом отправлять к праотцам сразу несколько фашистов.
Во время одной из засад Кульбертинову, как сперва казалось, не везло. Двое суток провалялся на пузе – и ничего. Но вот откуда ни возьмись подъехала вражеская повозка с боеприпасами. Снайпер дождался, пока немцы снимут все ящики с повозки, а затем одним-единственным зажигательным патроном устроил им «северное сияние». По словам самого Кульбертинова, «все полетело вверх тормашками, поднялся огромный столб огня, дыма, пыли. Более десятка фашистов погибли от этого взрыва». Предположительно тогда-то за славным якутским стрелком и закрепилось прозвище Сибирская полночь, то бишь полночь с северным сиянием.
Он сумел нагнать такого страху на неприятеля, что впоследствии в освобожденных городах и селах находили таблички с надписями: «Achtung Kulbert!» («Осторожно, Кульберт!») и «Achtung — Der sibirischen mitternacht!» («Осторожно — сибирская полночь!»). Появлялись даже сообщения о том, что щуплый с виду якут – ростом 1 метр 54 сантиметра и весом 53 килограмма – способен в одиночку перебить целый полк.
Впрочем, не только меткой стрельбой славился Иван. Односельчане и сослуживцы вспоминали, как он кулаком с одного удара валил оленя и без труда ломал толстые жерди. В драках Кульбертинов тоже не знал себе равных. Якутские старожилы рассказывали, как однажды он усмирил нескольких дюжих парней, обидевших его земляков.[С-BLOCK]целом.
За войну Кульбертинов подготовил 35 высококлассных снайперов. Напутствовал он их не бояться ходить по неприятельским тылам и «не рубить топором там, где можно применить иголку». В 1946 году боец демобилизовался из армии и устроился работать кадровым охотником. Им он и оставался вплоть до самой смерти, периодически занимаясь также оленеводством.