«Сталин был другим…» Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский о советском вожде
Маршал Рокоссовский в своё время удивил Хрущёва, категорически отказавшись присоединиться к общему хору голосов «разоблачителей» культа личности и преступлений Сталина. За что и поплатился военно-политической карьерой, досрочно став «почётным пенсионером».
В воспоминаниях Константина Константиновича Сталин упоминается очень часто. Потому что Рокоссовскому, в силу его должности, многие вопросы приходилось решать непосредственно с вождём. Нет в этих воспоминаниях ни плохого, но нет и восторженного слова о Сталине.
Вождь описывается у Рокоссовского как человек спокойный, волевой, подчёркнуто вежливый и корректный с подчинёнными, регулярно проявляющий заботу о них, и очень располагающий к себе.
После назначения на должность командующего Брянским фронтом, летом 1942 года Рокоссовский пишет:
«Был тепло принят Верховным Главнокомандующим. Он в общих чертах познакомил меня с положением на воронежском направлении. А после этого сказал, что если у меня имеются на примете дельные работники, то он поможет мне их заполучить для укомплектования штаба и управления Брянского фронта. Я назвал М.С. Малинина, В.И. Казакова, Г.Н. Орла и П.Я. Максименко. Сталин тут же отдал распоряжение откомандировать этих товарищей. Он пожелал мне успеха на новой должности, велел не задерживаться долго в Генеральном штабе, а быстрее отправляться на место».
Перед принятием важных решений, вождь не стеснялся советоваться с Рокоссовским, прислушиваться к его мнению.
«В марте Верховный Главнокомандующий в общих чертах сориентировал меня относительно планируемой крупной операции и той роли, которую предстояло играть в ней 1-му Белорусскому фронту. Затем Сталин поинтересовался моим мнением, дал высказаться. При разработке операций всегда делал так. Для нас – командующих фронтами – это имело большое значение».
Когда дела у Рокоссовского складывались не лучшим образом, и ему не удавалось выполнить поставленные задачи, упрёков, обвинений и угроз в свой адрес он от Сталина не слышал.
Константин Константинович вспоминает: когда противник потеснил его части, и дежурный доложил, что его вызывают к аппарату ВЧ, Рокоссовский готовился к худшему и настраивался на «громы и молнии» (особенно после уже состоявшегося разговора с Жуковым).
Однако услышал в трубке абсолютно спокойный и ровный голос вождя. Сталин осведомился, какая обстановка складывается на данный момент. Докладывая, Рокоссовский поспешил доложить о намеченных мерах противодействия. Но Сталин мягко остановил его, сказав, что о его мероприятиях говорить не надо (подчеркнул своё доверие к военачальнику). Спросил: тяжело вам? Получив утвердительный ответ, попросил продержаться ещё некоторое время, и пообещал помощь.
Рокоссовский и Жуков. Фото в свободном доступе
Которая к утру пришла в виде полка «катюш», двух противотанковых полков, четырёх рот, усиленных ПТР, и трёх батальонов танков.
В случае, если Сталин в чем-то отказывал Рокоссовскому, то делал это в корректной форме. Например, когда Константин Константинович возражал против передачи 2-й гвардейской армии с Донского на Сталинградский фронт Ерёменко, для отражения прорыва Манштейна, Сталин «сообщил мне, что моё решение разделаться сначала с окруженной группировкой, используя для этого 2-ю гвардейскую армию, смелое и заслуживает внимания, но в сложившейся обстановке оно слишком рискованное, поэтому я должен армию Малиновского, не задерживая, спешно направить под Котельниково в распоряжение Ерёменко».
По словам Рокоссовского, Сталин не был таким, как его принято сейчас представлять: жестоким и деспотичным. Он обладал особым талантом «в нужные моменты расположить собеседника к себе, окружить его теплотой и вниманием и заставить надолго запомнить каждую встречу с ним».
Рокоссовский под Сталинградом. Фото в свободном доступе
Как известно, Рокоссовский стремился подражать сталинским методам руководства – он тоже был известен требовательным, но подчёркнуто вежливым и корректным отношением к подчинённым. Не как Маршал Жуков Г.К. Поэтому, великий полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский у боевых командиров и солдат имел очень высокий, человеческий авторитет.
Помянем уникального полководца К.К. Рокоссовского доброй молитвой!
Составил Владимир Николаев, подполковник юстиции в отставке