Чем закончились громкие уголовные дела в Якутии
На прошлой неделе стало известно, что дочь экс-депутата Ил Тумэна Владимира Чичигинарова освобождена от уголовного преследования в связи со смягчениям наказания по экономическим преступлениям. Sakhaday вспоминает, фигурантов уголовных дел, которые были заявлены громко, но закончились почти ничем.
25 мая Якутский горсуд прекратил уголовное дело в отношении Алены Андросовой, одной из шести обвиняемых по делу о картельном сговоре на поставках лекарств и расходных материалов. Основанием послужило изменение в законодательстве. С прошлого года Госдума разрешила освобождать от уголовной ответственности обвиняемых по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) за истечением срока давности преступления либо за возмещение ущерба.
Следствие считало, что Андросова, не имея разрешения на оптовую торговлю лекарствами, заключала контракты с медучреждениями. Общая сумма поставок составила 547,7 млн рублей.
Такая возможность ей была предоставлена благодаря отцу, руководителю Управления федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Якутии Владимиру Чичигинарову. В момент, когда он занимал эту должность, ИП Андросова заключила госконтракты с ведущими бюджетными медучреждениями и Минздравом Якутии на общую сумму более одного млрд руб.
Уголовное дело о картельном сговоре на поставках лекарств было возбуждено в марте 2019 года. Основными фигурантами стали супруг Алены Андросовой и зять экс-депутата Ил Тумэна Владимира Чичигинарова Михаил Андросов и его друг Ренат Малогулов. Кроме них, по делу проходят трое их знакомых. Они обвиняются в ограничении конкуренции, незаконном предпринимательстве и мошенничестве. Бизнес фигуранты строили примитивно: покупали медизделия дешевле, а продавали республиканским больницам в два раза дороже.
Уголовное дело о картельном сговоре на поставках лекарств прогремело на всю страну. Сюжеты о задержании, обысках были показаны по федеральным каналам. Сейчас судебное следствие все еще продолжается в Якутском горсуде.
Вексель «Нижне-Ленского» и 285 миллионов ущерба
Дольше дела о картельном сговоре шло расследование уголовного дела в отношении экс-гендиректора компании «Нижне-Ленское», его заместителя Артура Давыдова, экс-руководителя фирмы «Стройгруппа-89» Руслана Алибекова, его супруги Айны Неустроевой.
По версии следствия, они провернули несколько схем мошенничества и нанесли ущерб «Нижне-Ленскому», которое сейчас не существует, на 285 млн рублей. Сначала руководство алмазодобывающей компании и руководитель ООО «Стройгруппа-89» Алибеков заключили фиктивные договоры о строительстве объектов вахтового поселка. В качестве оплаты был предоставлен вексель на $3,2 млн. Эта была часть суммы кредита на $30 млн, полученного «Нижне-Ленским» в виде векселей на пополнение оборотных средств и рефинансирование других займов.
Из полученных денег «Стройгруппа-89» расплатилась за производственную базу, которую купил у «Нижне-Ленского» за 53 млн рублей. Затем эти деньги алмазодобывающая компания вернула «Стройгруппе-89» в счет «невыполненных обязательств» по фиктивным договорам подряда. Помимо этого, руководители общества совершили ряд сделок, заведомо незаконных и невыгодных для ОАО «Нижне-Ленское» и ООО «Нижне-Ленское-Инвест», сообщала прокуратура.
Махинации с векселями были провернуты в 2012 году, уголовное дело возбудили в 2015 году. Сначала обвинение было предъявлено в 2019 году Руслану Алибекову. Затем в июле 2020 года уголовное дело возбудили против остальных фигурантов.
В Якутском горсуде состоялось больше 60 слушаний по этому делу. В марте 2023 года суд освободил всех фигурантов от уголовной ответственности и прекратил уголовное дело в связи с истечением срока давности.
Скважина «Водоканала»
Первым подробности уголовного дела о векселе «Нижне-Ленского» сообщило издание News.Ykt.Ru. Популярное на тот момент медиа так же стало источником распространения информации о возбуждении уголовного дела против экс-гендиректора компании «Водоканал» Николая Жесткова и его супруги Светланы.
По версии следствия, семья Жестковых нанесла ущерб предприятию на 38,6 млн рублей — «Водоканал» покупал воду у компании Светланы «Гейзер» в течение нескольких лет. Воду «Гейзер» поставлял из скважины, которая находилась на территории ресурсоснабжающего предприятия.
Следствие обвинило Николая Жесткова в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшие тяжкие последствия, а его супругу Светлану в пособничестве в злоупотреблении должностными полномочиями.
Уголовное дело в отношении Николая Жесткова было возбуждено в июле 2019 года. Адвокат Сергей Аверцев считает, что ущерба «Водоканалу» от действий супругов Жестковых не было.
— Прежде чем затрачивать денежные средства на поставку воды от ООО "Гейзер" "Водоканалу", целесообразность этих затрат была согласована со множеством инстанций. Без такого согласования бухгалтерия "Водоканала" не смогла бы оплатить "Гейзеру" ни один счет, что бы там директор кому ни указывал. Далее эти затраты были включены Госкомцен в тарифы, по которым "Водоканал" продает воду. И это утверждалось ежегодно вплоть до 2017 года.
Все, что "Водоканал" затратил на воду от ООО "Гейзер", он получил в качестве выручки при продаже воды. Если бы договора с ООО "Гейзер" не было, выручка "Водоканала" была бы меньше ровно на эту сумму. И если сейчас "Водоканал" получит "возмещение ущерба", которое он просит, то получится что эту сумму он получит дважды. То есть, если, например (в прессе фигурирует такая сумма), "Водоканал" потратил на покупку воды от "Гейзера" 38 млн, то ровно эти 38 млн он получил в качестве дополнительной выручки за счет увеличения тарифов. И если будет "компенсирован ущерб", то получится, что "Водоканал" затратил на покупку воды 38 млн, а получил за нее в результате 76 млн. Неосновательно обогатился, — объяснил юрист «Якутску вечернему».
В то же время в сентябре 2019 года на судебном заседании при продлении меры пресечения в виде домашнего ареста адвокат Николая Жесткова сообщил, что бывший руководитель возместил ущерб «Водоканалу» в размере 20 млн рублей.
В декабре 2023 года Якутский горсуд оправдал Николая и Светлану Жестковых. Приговор устоялся в Верховном суде Якутии.
В апреле 2022 года «Водоканал» сообщал, что выкупил скважину у Жестковых за 45 тысяч рублей.
«Саханефтегазсбыт» и 45 миллионов штрафа
Как и против Николая Жесткова, руководителя предприятия-монополиста, уголовное дело в отношении Игоря Никитина, возглавлявшего госкомпанию «Саханефтегазсбыт» было возбуждено после его отставки.
По версии следствия, бывший гендиректор «Саханефтегазсбыта» незаконно завысил смету по строительству автозаправки в Нижнем Бестяхе и стоимость самоходного крана. В феврале 2022 года Якутский горсуд приговорил его к шести годам лишения свободы и оштрафовал на 45 млн рублей. В апреле 2022 года Верховный суд Якутии пересмотрел решение горсуда и освободил осужденного из-под стражи.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что горсуд изучил все имеющиеся доказательства по строительству автозаправок компании и правильно установил виновность Никитина по ч.1.1 ст. 293 УК РФ. При этом суд первой инстанции законно освободил обвиняемого от назначенного наказания за указанное преступление за истечением срока давности уголовного преследования, говорится в судебном акте.
При установлении вины по второму преступлению — покупке самоходного крана по завышенной стоимости — суд первой инстанции неправильно применил уголовный закон, считает Верховный суд Якутии. Следствие обвинило бывшего руководителя в злоупотреблении должностными полномочиями, причинении значительного ущерба госкомпании. С этим согласился горсуд, но вышестоящая судебная инстанция посчитала, что вина Никитина не доказана в полной мере.
Суд пояснил, что хотя «Саханефтегазсбыт» и понес убытки за 2018 год, но следствие не установило их связь с действиями руководителя компании при покупке самоходного крана по завышенной стоимости.
— Суд первой инстанции не принял во внимание, что согласно финансовому отчету Общества, его оборот за указанный период составил более .......... рублей, предприятие в результате действий Никитина И.Ю. не было признано банкротом, сокращения штатов не последовало, задолженности по налогам не возникло, — приводится в апелляционном определении.
На этом основании ВС решил, что отсутствуют тяжкие последствия, возникшие в результате совершенного подсудимым преступления, и переквалифицировал его действия с ч. 3 на ч. 1 ст. 285 УК РФ. Это существенно повлияло на срок тюремного заключения. Вместо шести лет Никитин получил 1 год и 6 месяцев наказания с отбыванием наказания в колонии-поселении.
Но поскольку он находился с 10 февраля 2020 года по 13 июля 2020 года, с 1 февраля по 15 апреля 2022 года под стражей, с 14 июля 2020 года по 2 февраля 2021 под домашним арестом, суд посчитал, что заключение отбыто. Игорь Никитин был освобожден из-под стражи в зале суда. Штраф в 45 млн рублей суд не стал отменять.
Прокуратура подала на это решение кассационную жалобу. Но в янаре 2023 года Девятый кассационный суд общей юрисдикции оставил без изменения приговор экс-гендиректору «Саханефтегазсбыта» Игорю Никитину.
«РФА-Инвест» и 100 миллионов
Как и Игорь Никитин материальную ответственность понес другой фигурант громкого уголовного дела — экс-гендиректор компании «РФА-Инвест» Борис Григорьев. В отношении него уголовное дело было возбуждено в июле 2016 года.
По версии следствия, Борис Григорьев при пособничестве Сергея Гизатуллина, руководителя компании «Аскот», незаконно вывел со счетов ОАО «ИФК «РФА-Инвест» деньги, предназначенные для застройки 203-го микрорайона Якутска. Сумма ущерба превысила 127 млн рублей. Эти деньги, как утверждало следствие, Григорьев проиграл на фондовой бирже.
К моменту возбуждения уголовного дела гендиректор «РФА-Инвест» сбежал в Канаду, был объявлен в международный розыск. В 2019 году Григорьев вернулся в Якутск и обеспечил явку с повинной.
В сентябре 2022 года Якутский горсуд переквалифицировал действия с ч.2 ст.201 на ч.1 ст.201 УК РФ и освободил Григорьева и Гизатуллина от наказания в связи с истечением срока давности преступления.
При этом с экс-гендиректора «РФА-Инвеста» суд взыскал в пользу компании 100 с лишним млн рублей. Это решение подсудимые обжаловали в Верховном суде Якутии. Суд направил дело на новое рассмотрение.
В ноябре 2023 года Якутский горсуд взыскал с обоих фигурантов уголовного дела солидарно 100 млн рублей. Постановление вступило в силу в феврале 2024 года.
«Я не приду»
Хотя уголовное дело в отношении гендиректора «Саханефтегазсбыта» Виктора Лебедева было возбуждено не по обвинению в экономическом преступлении, мы его приводим как пример лучшего кейса по освобождению из-под уголовного преследования.
Уголовное дело в отношении известного спортсмена, гендиректора «Саханефтегазсбыта» Виктора Лебедева было возбуждено 31 декабря 2019 года. Он был обвинен в причинении средней тяжести вреда здоровью сотруднику компании Владимиру Стрижаку. В течение 2020 года следствие разбиралось, избивал ли топ-менеджер своего подчиненного. В конце года была обнародована аудиозапись, свидетельствующая о неделовом стиле общения Лебедева со Стрижаком.
В январе 2021 года следствие переквалицировало действия обвиняемого и направило дело в суд. Обвинение в причинении легкого вреда здоровью позволило определить уголовное дело к подсудности мирового судьи. С февраля по декабрь 2021 года в деле Лебедева разбиралась судья Анна Прокопьева, ставшая в последствии самой узнаваемой из мировых судей. Публичности ей добавило давление со стороны депутатов Ил Тумэна из-за уголовного дела коллеги во время процедуры продления срока ее полномочий.
На тот момент, в октябре 2021 года, подсудимый Лебедев пропустил судебные заседания 15 раз. Причинами неявки в суд защита называла случаи заражения обвиняемого коронавирусом и контакта с больными ковидом. После обструкции в парламенте судья вынесла решение о принудительном приводе Лебедева в суд. Но в Якутской республиканской клинической больнице отказали судебным приставам в выдаче подсудимого, он оказался нетранспортабельным. Ничем закончилось и ходатайство гособвинителя о проведении выездного судебного заседания.
Больше в суде Виктор Лебедев не появлялся. Он присутствовал лишь на рассмотрении ходатайства о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности совершенного преступления. 27 декабря 2021 года судья Анна Прокопьева удовлетворила прошение и освободила подсудимого от уголовной ответственности.
Прокуратура четыре раза обжаловала решение мирового судьи в Якутском горсуде. Но каждый раз апелляционная жалоба снималась с рассмотрения. Например, судья Лена Егорова обнаружила, что в материалах дела отсутствуют сведения об исполнении ходатайства адвоката, поданное для ознакомления с аудиозаписью одного из судебных заседаний, о вручении потерпевшему копии постановления о прекращении уголовного преследования. Кроме того, суд посчитал, что адвокат потерпевшего ненадлежащим образом проинформировал доверителя о внесении апелляционный жалобы, а именно не направил сообщение по почте.
Эти обстоятельства препятствуют рассмотрению уголовного дела в отношении Лебедева в суде апелляционной инстанции, решил Якутский горсуд 11 апреля 2022 года. Сейчас этого постановления на сайте горсуда нет, суд удалил его с общего доступа.
Последняя попытка изменить приговор гендиректору «Саханефтегазсбыта» была сделана в мае 2022 года. Но закончилась ничем.
Пока дело Лебедева расследовалось и рассматривалось в суде, двукратный чемпион мира, шестикратный чемпион России по вольной борьбе, участник Олимпийских игр превратился в объект критики в соцсетях, героя резонансных публикаций и множества шуток. Популярным из них стал мем: «Я не приду».