В израильских тюрьмах содержится около пяти с половиной тысяч заключённых арабов из Иудеи, Самарии и Газы. Практически все они оказались лишены свободы за преступления в сфере безопасности, включая убийства, планирование террористических актов и их финансирование.

Большинство было осуждено в судах, некоторая часть заключена под административный арест. Время от времени они требуют улучшения условий своего содержания и если их претензии не выполняются, как правило, находятся желающие объявить голодовку, чтобы оказать давление на Израиль и вынудить власти пойти на уступки.

На протяжении многих лет, между заключённым с одной стороны, и гражданскими и политическими структурами автономии с другой, существует постоянный тесный контакт. Главным образом, он осуществляется с помощью мобильных телефонов, которых террористам удаётся нелегально доставлять в тюрьмы.

Часто главы ООП и ХАМАСа принимают решения, лишь согласовав их с «движением пленных», как они называют находящихся в заключении террористов. В правительстве Палестинской администрации есть даже «министерство по делам пленных», задача которого состоит исключительно в том, чтобы поддерживать сидящих в израильских тюрьмах террористов и их семьи. Характерно, что сами террористы считают себя не преступниками, а «борцами за свободу». Отсюда и использование термина «пленные», вместо «заключённые».

В тюрьмах они образуют лагеря в соответствии со своей принадлежностью к тем или иным террористическим структурам: ООП, ХАМАС, Исламский Джихад, Народный Фронт и так далее. Конфликты между этими организациями снаружи, немедленно отражаются и на отношениях, заключённых друг с другом. Поэтому тюремная служба, желая избежать столкновений внутри тюремных стен, как правило, распределяет террористов по соответствующим фракциям.

Непрерывный контакт заключённых с внешним миром, обеспечивает им глубокую вовлеченность в политические и общественные процессы в автономии. Сидящие в тюрьмах террористы выставляют свои кандидатуры на выборах, участвуют в голосованиях или направляют своих сообщников, находящихся на свободе, совершать теракты.

Чаще всего, они просят похитить израильтян – солдат или гражданских лиц, чтобы затем попытаться вынудить Израиль освободить заключённых террористов. Палестинская администрация, в свою очередь, ежемесячно выплачивает из официального бюджета автономии тысячи шекелей семьям этих террористов.

Устраивать голодовки в израильских тюрьмах террористы стали с 1969 года. С тех пор они проводят их регулярно, примерно каждые шесть лет. Аналогичные акции уже случались в 1972, 1980, 1986, 1992, 1999, 2004 и 2012 годах. Иными словами, ничего нового в этом мероприятии нет.

Нынешняя голодовка была объявлена в середине апреля. Инициировал же её главарь ФАТХа из Рамаллы Маруан Баргути.

***

Родившись в 1958 году, и таким образом, будучи на 22 года моложе Махмуда Аббаса (Абу Мазена), Баргути представляет собой, так сказать, промежуточное поколение в руководстве ФАТХа. А то, что он уроженец Рамаллы, а не Цфата в Галилее, как Аббас, обеспечивает ему ту легитимацию, которой не достаёт нынешнему главе автономии.

Image result for мерзон арест баргутиБаргути был захвачен израильской армией в 2002 году, на пике инициированной Арафатом волны кровавого насилия, названной в СМИ «второй интифадой».

В 2004 году он был признан виновным в совершении ряда убийств и приговорен к пяти пожизненным заключениям и еще 40 годам.

Либеральность тюремной службы, позволившая Баргути почти без ограничений встречаться с посетителями, обеспечила ему возможность вести полноценную политическую жизнь прямо из тюрьмы. Так что в 2016 году несмотря на своё пожизненное заключение, он был избран на первое место в ЦК ФАТХа.

Характерно, что в израильском обществе не возникло обсуждения того, что говорит об организации, факт избрания в лидеры её ЦК осуждённого террориста и убийцы евреев. Достойна ли подобная структура, играющая ключевую роль в ООП, того, чтобы быть партнёром по переговорам и созданию государства? И что это говорит об её главе — Махмуде Аббасе, позволившем кровавому террористу быть кандидатом на выборах в руководство этой организации?

Вот только, несмотря на свою победу, Баргути не получил никакой реальной должности в ООП. Это стало для него свидетельством того, что конкуренты пытаются оттеснить его от руководства. Причём, как раз в то самое время, когда вовсю идёт поиск преемника Махмуда Аббаса, занимающего с момента смерти Арафата в 2004 году должности руководителя ФАТХа, главы ООП и лидера Палестинской администрации.

Очень многие заключенные, особенно те, кто не являются членами ФАТХ, посчитали, что Баргути призвал к голодовке, исходя исключительно из личных интересов — чтобы за счёт усилий и страданий других заключённых, подняться немного выше в иерархии своей организации. Поэтому сравнительно небольшая их часть — лишь порядка 15% заявила о присоединении к голодовке.

Следует заметить, что в прошлом многие заключенные объявляли о своем участии в голодовке, но при этом, продолжали втихаря питаться. Стоит также указать, что участники нынешней голодовки пьют не только воду, но и другие, прежде всего молочные, питательные жидкости.

Очевидно, внутри тюремных стен, происходит постоянная борьба между государством и террористическими группировками. На первый взгляд, кажется, что государство сильнее и может поступать так, как считает нужным, но на самом деле ситуация там гораздо сложнее.

Государство не заинтересовано доводить заключённых террористов до отчаяния, ведущего к тяжёлому насилию, способному в итоге воспламенить улицы в арабских городах Иудеи и Самарии. С другой стороны, государство, разумеется, не может позволить убийцам делать в тюрьмах всё, что им заблагорассудится.

Здесь мы и приходим к списку льгот, которых тюремная служба предоставляет арестантам. Этот список регулярно уточняется — в результате голодовки или по инициативе властей.

Ниже приводится полный список требований, выдвинутый теперь заключёнными террористами. Каждый может прочитать его и сделать свои собственные выводы самостоятельно. Я также позволил себе в некоторых случаях привести собственные комментарии к перечисляемым требованиям. Они указываются в скобках и курсивом.

 

Требования «движения пленных»

  1. Средства связи

  • Установить общественные телефоны для всех пленных палестинцев во всех тюрьмах и в каждой секции, обеспечив, таким образом, гуманитарный контакт с родственниками.

Image result for арабы еда тюрьма(Как видно, после того, как протаскивающий террористам в тюрьму мобильные телефоны депутат Кнессета от арабского списка Басиль Гатес был схвачен, важный источник контрабандных средств связи иссяк. Поэтому телефонное требование стало первым.)

 

  1. ВизитыImage result for баргути абу мазен

  • Вернуть второе посещение Красного Креста, которое было отменено.
  • Разрешить постоянные визиты каждые две недели, которые никто не мог бы отменить.
  • Позволить любому из родственников первого или второго круга посещать пленных.

(Разумеется даже если родственник не имеет права на въезд в Израиль из-за его причастности к террористической деятельности).

  • Удвоить время посещения с 45 минут до полутора часов.
  • Разрешить пленному фотографироваться со своей семьёй каждые три месяца (для социальных сетей).
  • Установить соответствующе оборудование для удобства членов семей у входа в каждую тюрьму.
  • Разрешить пропуск детей и внуков в возрасте до 16 лет при каждом посещении.

 

  1. Медицинское обслуживание

Image result for 8235;1488;1505;1497;1512;1497;1501; 1508;1500;1505;1496;1497;1504;1497;1501;8236;‎

  • Закрыть то, что называется «тюремной больницей Рамле», поскольку она не способна обеспечить необходимый уход.

(Они хотят больницу за пределами тюрьмы.)

  • Положить конец практике медицинской халатности.

(Если подобные ситуации действительно имели место, почему бы им не обратиться в Верховный суд?)

  • Обеспечить регулярные медицинские осмотры

(Снова, почему бы не обратиться с этим в Верховный суд?)

  • Выполнять операции так срочно, как это делается в случае чрезвычайных ситуаций.

(Действительно, это пусть израильтяне парятся в очередях, а осуждённые террористы ждать не могут.)

  • Обеспечить медицинских специалистов не из тюремных клиник.
  • Освободить больных пленных, особенно инвалидов и страдающих от тяжёлых болезней.
  • Обеспечить пленным бесплатное медицинское обслуживание.

 

  1. Условия для женщин

  •  Обеспечить нужды и требования для пленных женщин. Предоставить им отдельный транспорт для перевозок и прямые контакты без перегородок во время визитов.

 

  1. Транспорт

  • Обеспечить лучшие условия для пленных во время их перевозок в «Босте».

(«Боста» — так арабские заключённые, произносящие звук «п» как «б» называют транспортное средство, используемое для перевозки заключенных. Это сленговое название происходит от английского Posta, т.е. «почта». Очевидно, арестанты предпочли бы сидеть рядом с водителем, где есть открывающая дверь, а не в запертой кабине позади водителя.)

  • Возвращать пленных в тюрьму после посещения поликлиники или суда, а не оставлять их в КПЗ.
  • Оборудовать КПЗ большими удобствами и предоставлять в них еду и напитки

 

  1. СМИ

  • Добавить спутниковые каналы, в соответствии с запросами пленных.

(Надо полагать, их интересуют известные джихаддистские каналы: катарская Аль-Джазира, хамасовская Аль-Акса, Аль-Манар «Хизбаллы» и иранский Аль-Алам.)

 

  1. Климат-контроль

  • Установить в тюрьмах кондиционеры, особенно в Мегиддо и Рамле.

 

  1. ПитаниеImage result for арабы еда тюрьма

  • Вернуть обратно собственные кухни для каждой тюрьмы

(вместо централизованного распределения пищи)

  • Обеспечить пленным полный контроль над ними.

(Включая возможность определять меню? Икру красную или чёрную?)

 

  1. Имущество

  • Разрешить вносить книги, газеты, одежду, продукты и личные вещи, принадлежащие пленным во время посещений.

(Как видно, чтобы было удобнее проносить в них телефонные сим-карты и сами мобильные телефоны.)

 

  1. Условия содержания

  • Прекратить практику одиночного заключения.
  1. Административное задержание

  • Прекратить практику административного задержания.

(Чтобы государство было обязано раскрыть на суде свои источники информации и, таким образом, выдало бы своих агентов, позволяющих отслеживать террористическую деятельность.)

 

12 . Академическое образование

  • Восстановить возможность учиться в Открытом Еврейском университете.

(К слову, в нарушение принятого в Израиле закона и решения Верховного суда, сотни террористов продолжают учиться в Открытом арабском университете Аль-Кудс. Но может быть им этого недостаточно, и необходимо сразу оплатить им учёбу в Гарварде или Массачусетсе?)

 

  1. Школьное образование

  • Позволить пленным официально сдавать выпускные школьные экзамены.

(Ну, конечно, надо же позаботиться о своём будущем…)

 

***

 

Вот такой список. Читателю остаётся лишь решить, что он думает на этот счёт, задав себе два крошечных вопроса:

1. В какой стране мира террористы, осужденные за убийства, посмели бы требовать подобные вещи?

2. Какая нормальная страна позволила бы себе согласиться на эти требования или даже вступить о них в серьезные переговоры?

Оригинал на иврите

Перевод Александра Непомнящего — Еврейский мир