Технологии превращают моего ребёнка в засранца
Некоторое время назад я впервые опубликовал перевод статьи. Это был мой первый опыт таких публикаций, который оценили и попросили переводить ещё. Сегодня решил перевести ещё одну небольшую статью на стыке современных технологий и педагогики.
Просто спроси
Речь в ней идёт о штуковине, которая в наших широтах пока не продаётся, зато с успехом завоёвывает гостиные за океаном. Amazon Echo — это такая хорошая большая «портативная» колонка, всегда подключённая к интернету, работающая под управлением голосовых команд и являющаяся центром управления умным домом (понимает только английский, поэтому у нас пока такая штука бесполезна, но работы уже идут, да и что-то похожее давно встроено в наши айфоны и андроид-смартфоны, пусть и сильно попроще).
Ролик на русском. На английском есть более содержательный ролик и показывает больше примеров
Она широко распространена в США и с ней уже связана пара интересных историй. Например, когда диктор по радио отдал приказ таким штукам поднять температуру воздуха домашней климат-системе на пару градусов, что включило сотни и тысячи термостатов по всей стране в запрошенный режим.
А автор сегодняшнего переводного поста задумался о его побочной воспитательной функции…
Голосовое управление Amazon Echo — это магия. Но эта штука кроме прочего превращает моего ребёнка в засранца
Hunter Walk
Мы просто обожаем наш Amazon Echo. Помимо прочего, наша 4-летняя дочка в восторге от её шуток в стиле «тук-тук, кто там?», её размышлений о погоде, волшебных умений подбирать правильные песни и говорящего орфографического словаря всея дома. Но я боюсь, что эта штуковина также превращает дочку в грубого засранца. И всё из-за того, что Алекса (виртуальная личность, собеседница из Amazon Echo) относится спокойно к отсутствию манер.
Сейчас поясню: чтобы отдать команду устройству, надо к нему обратиться, «Алекса», и отдать команду, а не сказать, к примеру, «Алекса, пожалуйста». И потом Алекса не будет требовать всяческих «спасибки» перед тем, как начать выполнять следующую команду.
Всё равно как, но я хочу это прямо сейчас!
Обучение в раннем возрасте часто связано с многократным повторением норм и выяснения причинно-следственных связей. Я не вполне уверен, что ребёнок может прочувствовать грань: что она может приказывать Алексе, но не людям. И самое последнее, ситуация фиксирует образец поведения и убеждение, что пока ты отчётливо отдаёшь приказ, ты получаешь то, о чём приказываешь без необходимости быть дружелюбной.
«Обаяние» нашей дочери при общении с Echo — это не что-то аномальное. Я слышал от многих своих друзей, что их дети — наиболее продвинутые пользователи этих штук. Голос — это очень естественный интерфейс для ребёнка, особенно такого, который не умеет пока читать и писать. Моя подруга Ребекка очарованно рассказывала как Echo занял особое место в их доме и семье.
Так что, у Амазона таки появился новый хит. Но я бы хотел, чтобы в нём появилось ещё кое-что. Детский режим, при котором Echo отвечало бы только на «Алекса, пожалуйста…» вместо просто «Алекса,..».