QR-коды для сообщений о буллинге появились в школах Подмосковья
Важная инициатива, направленная на защиту подростков, заработала в учебных заведениях Подмосковья. Там появились QR-коды, позволяющие анонимно сообщать о травле, причем оставить обращение могут не только жертвы, но и те, кто стал свидетелями или участниками буллинга. Как работает новая система и насколько она эффективна, в сюжете РЕН ТВ разбирался корреспондент Илья Аникеев.
На видео очень жестокие дети в школьном туалете вшестером избивают одноклассницу. Истязания сняли на телефон и выложили в Сеть.
С насилием сталкивается каждый пятый подросток. Чтобы спасти детей от травли, для школ Подмосковья придумали систему быстрого реагирования – антибуллинговые QR-коды.
На QR-код доверия нужно навести камеру мобильного телефона. После этого мы попадаем в чат-бот, где есть два вопроса: "Меня травят в школе" и "У меня конфликт с учителем". Написать сюда может не только пострадавший школьник, но и свидетели буллинга. Как говорят, это анонимно. Все сообщения напрямую попадают на почту уполномоченному по правам ребенка Московской области.
Омбудсмен не относится к системе образования, а значит, может дать объективную оценку сигналу о травле. Правда, пока сообщения из чат-бота направляют обратно в школы, из которых они поступили.
"Дети пробуют, они тестируют эту систему. Что же в итоге получится. На сегодня реальных обращений не было, но каждое обращение, которое к нам пришло от модератора, мы отработали", – рассказала Ирина Северилова, директор общеобразовательного центра "Полет" в Красногорске.
Чтобы не портить престиж учебного заведения, истории с издевательствами чаще замалчивают, а малолетние тираны, чувствуя безнаказанность, заходят слишком далеко.
"Раньше не было такого количества сообщений о буллинге, и такого слова-то никто не знал. Потому что была какая-то тесная взаимосвязь между родителями и образовательным учреждением. Образовательные учреждения, боясь, что родители пойдут к юристу, начинают эту историю избегать", – отметила Светлана Гобозова, юрист, заместитель директора Международного института права.
Ради хайпа и самоутверждения буллеры изощренно издеваются над ровесниками. Могут избить или испортить вещи, устроить бойкот или публично унизить, разослать карикатуры в мессенджерах и социальных сетях или же просто вымогать деньги. Но последствия любой травли одинаковы – глубокая психологическая травма.
"Это могут быть недели, месяцы, а могут быть и годы. Соответственно, последствия могут быть разными: снижение самооценки, повышенная тревожность, депрессивные реакции. Это может быть даже попытка суицида", – отметила кандидат психологических наук, судебный эксперт-психолог Лариса Скабелина.
Жертвами буллинга становятся дети, независимо от благополучия семьи, уровня развития и достатка родителей. София ходила в частную школу, но столкнулась с агрессией.
"Обзывали, могли изгоем назвать, могли забрать мои вещи, либо пнуть или как-то высмеивали постоянно", – рассказала София.
Девочка терпела побои, а потом сменила школу. Наказать несовершеннолетних обидчиков не смогли. Избиения не зафиксировали камеры наблюдения.
"Учитель развел руками, сказал: "Что мы можем сделать, у нас есть психолог", - сказала мама Софии Алена.
Буллера могут поставить на профилактический учет в полиции, но чаще просто переводят на домашнее обучение или в другие школы. Такой же вариант обычно предлагают и объекту травли.