Впервые с октября 2024 года: цена нефти Brent превысила $80 за баррель на фоне новых санкций США против России
На торгах в пятницу, 10 января, цена нефти Brent впервые за три месяца превышала отметку $80 за баррель. По словам экспертов, рынок отреагировал на очередной пакет американских санкций против российского энергетического сектора. Минфин США ввёл ограничения против ряда нефтяных компаний страны. На этом фоне инвесторы стали опасаться возможных перебоев в поставках сырья из РФ на глобальный рынок. Впрочем, как полагают аналитики, новые рестрикции Вашингтона вряд ли скажутся на объёмах энергетического экспорта Москвы.
В пятницу, 10 января, мировые цены на нефть обновили трёхмесячный максимум. Во время торгов сырьё эталонной марки Brent на бирже ICE в Лондоне дорожало почти на 5% — до $80,73 за баррель, а стоимость американской марки WTI росла на 5,3% — до $77,83 за баррель. В последний раз аналогичные показатели можно было наблюдать ещё в октябре 2024-го.
Резкий скачок котировок опрошенные RT эксперты связывают с опасениями инвесторов по поводу возможных перебоев с поставками нефти на международный рынок. Так, в настоящий момент объём потребления топлива в мире уверенно растёт в связи с похолоданием в ряде стран, тогда как глобальное предложение углеводородов может снизиться в силу ряда факторов.
«Нефть реагирует ростом на сильные морозы и снегопады в некоторых регионах США и Европы. Особенно стихия разгулялась в Техасе, где находится множество нефтедобывающих объектов. Синоптики ждут усиления непогоды, и нельзя исключать повторения ситуации февраля 2021 года, когда в ключевом для американской энергетики штате из-за аномальных морозов на большинстве заводов приостановилось производство нефтепродуктов», — рассказал RT эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Александр Шепелев.
Впрочем, по его мнению, главной причиной наблюдаемого удорожания нефти стал очередной пакет американских санкций против России. Минфин США объявил о новых рестрикциях вечером в пятницу. Ограничения, в частности, затронули «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», ряд трейдеров, нефтесервисных фирм и чиновников отрасли, а также свыше 180 танкеров, перевозящих российскую нефть.
«На этом фоне растёт всеобщая обеспокоенность о сокращении мирового доступа к нефти и о возможном подорожании углеводородов», — объяснил RT главный аналитик Neomarkets Олег Калманович.
«Не означает, что бизнес будет остановлен»
Напомним, в 2022 году, после начала СВО, западные государства стали поочерёдно отказываться от импорта российской нефти. Затем в декабре страны Евросоюза и «Большой семёрки» запретили своим компаниям страховать и перевозить сырьё из РФ морем в другие регионы мира по цене выше $60 за баррель. В феврале 2023-го похожие ограничения заработали и в отношении нефтепродуктов.
В ответ на это Москва ввела запрет на поставки энергоресурсов всем, кто требует соблюдения потолка цен при заключении контрактов. Одновременно российские компании стали перестраивать торговые маршруты. Причём параллельно на мировом рынке нефти начал формироваться так называемый теневой флот.
Как рассказал RT эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, многие международные компании и частные владельцы танкеров пришли к выводу, что Запад ввёл ограничения надолго, а потому решили «уйти в тень» и на постоянной основе заняться транспортировкой исключительно подсанкционной нефти — российской, иранской и венесуэльской. Это гораздо прибыльнее, чем годами перевозить обычное сырьё, поскольку за обход санкций платят больше, пояснил эксперт.
Отметим, что после введения ценовых ограничений российские нефтяники на первых порах были вынуждены предоставлять значительные скидки. Впрочем, по мере освоения новых транспортных путей компании стали уменьшать размер дисконта. В результате уже в июле 2023 года стоимость барреля отечественной нефти Urals поднялась выше $60 и с тех пор больше не опускалась ниже этой отметки.
«Ценовые ограничения не работают так, как изначально ожидалось, но они стали для нас определённым фактором издержек», — объяснил Игорь Юшков.
Похожую точку зрения в интервью RT выразила и ведущий аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева. По её мнению, новые санкции Штатов приведут к дополнительному увеличению затрат российских нефтяников, но вряд ли скажутся на объёмах нефтяного экспорта Москвы.
«Безусловно, приятного в этих ограничениях мало, но Россия не первый год живёт под санкциями. Для компаний это обернётся усложнением условий ведения бизнеса, ростом издержек и снижением прозрачности, однако это отнюдь не означает, что бизнес будет остановлен», — подчеркнула собеседница RT.
При этом любопытно, что США опасаются вводить более жёсткие ограничения в отношении российского нефтяного экспорта, отметил Игорь Юшков. Как напомнил специалист, в 2022 году, когда Москва только начала перестраивать торговые потоки и заключать контракты с новыми покупателями, российским нефтяникам пришлось временно сократить добычу и экспорт сырья. Это, в свою очередь, привело к взлёту мировых цен на нефть до $120 за баррель и, как следствие, рекордному подорожанию бензина в США.
«Конечно, это был шок, и американцы поняли, что надо работать по-другому. Ведь сами они начали страдать, а Россия, даже сократив экспорт и предоставив большие скидки новым покупателям, продолжила получать тот же объём доходов из-за резко возросших цен. Именно тогда Штаты поменяли философию санкций и ввели ценовой потолок, давая нам и дальше экспортировать сырьё», — пояснил эксперт.