В КОСТРОМСКОЙ ВЕРФИ ДЕЛАЮТ ПРОБОИНУ – 2
В нашем предыдущем материале о ситуации на старейшем в регионе предприятии АО «Костромская верфь» мы рассказывали, как акционеры компании, попав под банкротство со стороны АСВ, вынуждено поверили своему сотруднику Алексею Смирнову и другому партнёру Петру Гузанову и сдали в 2024 году в аренду судоремонтные цеха за символическую плату. Взамен компании было обещано погашение всех долгов, выплата зарплат рабочим и завершение всех ранее начатых проектов по строительству судов и барж. Больше года компания Смирнова и Гузанова ООО «Судоверфь Кострома» хозяйничала на территории АО «Костромская верфь», их выручка составила 325 млн рублей, но обещанные долги они так и не выплатили, а с июня 2025 года рабочие предприятия перестали получать и зарплату.
«ЛЮДИ ИМ ПОВЕРИЛИ»
Нам удалось пообщаться с бухгалтерами ООО «Судоверфь Кострома», которые наблюдали развитие кризисной ситуации, как говорится, изнутри.
По их просьбе мы изменили имена (скоро вы поймёте, почему люди опасаются говорить открыто), но все разговоры с ними имеются в распоряжении редакции.
«В конце февраля 2025 года в ООО «Судоверфь Кострома» пришло уведомление, что 10 мая договор аренды заканчивается и АО «Костромская верфь» продлевать его не будет, - рассказывает Ирина, работница бухгалтерии «Судоверфи Кострома», - но Гузанов со Смирновым оставили этот момент без внимания, людей не предупредили. В мае месяце у нас ещё не были закончены работы в доке, и они попросили продлить аренду ещё на месяц, чтобы закончить все работы. Им пошли на уступки и разрешили в течение месяца доделать работу, до июня, но предупредили, что 16 июня у вас закончится этот месяц и на завод вас больше не пустят. И действительно, 16 июня мы приходим на завод, и нас не пускают».
Практически с этого момента Пётр Гузанов и Алексей Смирнов отправили своих работников в «простой» и перестали платить им зарплату.
Тем не менее каждый месяц бухгалтерия продолжала считать зарплату и отсылать руководству, чтобы те видели всю задолженность. Но денег никто больше не получил. Кто-то начал увольняться сам по собственному желанию, смирившись с тем, что своих денег больше не увидит. Кто-то продолжил числиться в штате ООО «Судоверфь Кострома» в надежде всё-таки когда-нибудь получить заработанное.
«Я 30 сентября уволилась, - продолжает Ирина, - но я посчитала на сентябрь задолженность, она составила 16 млн 588 тысяч рублей. Сейчас октябрь, ну считайте уже сумма подобралась к 20 млн рублей».
Но люди не хотят увольняться. Считают, и вполне объяснимо, что если сейчас уволятся, то вообще останутся без всего. Многим уже должны и по 200, и по 300 тысяч рублей. Деньги для небогатого региона значительные.
«Многие у нас льготники и вредники (работники вредного производства – Прим. ред.), - говорит бухгалтер Ирина, - например, электрогазосварщики, судосборщики металоконструкций, маляры – они все вредники. Человеку в «простое» вредность не засчитывается, не действуют социальные гарантии (больничные), выход на пенсию не засчитывается. И даже если сейчас наш маляр устроится на другую работу вредную, но не уволится с действующей, она не будет учитываться в Пенсионном фонде. Уже полгода стажа до пенсии они потеряли».
«Завод 37 года, вы понимаете. Это не купить и продать. Это производство. Люди, которые сейчас на «простое» стоят, звонят и говорят, что хотят вернуться на завод. Они согласны ждать, но они хотят работать, что-то производить. Это не маленький объект какой-то. Это большой живой организм. А люди какие хорошие у нас работают, это трудяги. Мы им поверили, а руководство «Судоверфи Кострома» от нас отгородилось и ушло в никуда», - отмечает Ирина.
НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
В конце мая 2025 года у Петра Гузанова подошло время по возрасту для замены паспорта. Вместе со старым документом аннулировалась и электронная цифровая подпись, которая использовалась бухгалтерией для подачи сведений в налоговую инспекцию.
И если до этого момента бухгалтерия готовила отчёты, согласовывала с Гузановым и подавала в налоговую, то с июня месяца информация по фонду оплаты труда и НДФЛ не предоставлялась. Соответственно, примерно 2,5 млн рублей в месяц государство не дополучало обязательных платежей от работодателя.
«Там и субподрядчики у «Судоверфи Кострома» работали по завышенным ценам и не из нашего региона, - дополняет ещё одна сотрудница бухгалтерии «Судоверфь Кострома» Светлана, - Если раньше те же работы выполняли мы сами, в крайнем случае местные компании, то в последнее время работу передавали субподрядчикам из других регионов, а наши рабочие потом за них переделывали часто. А деньги субподрядчикам всё равно платились и не маленькие».
Насколько нам стало известно, налоговая служба уже подготовила акт о налоговой проверке ООО «Судоверфь Кострома», но Пётр Гузанов, по нашим данным, всячески уклоняется от его получения.
Светлана внесла чуть большую ясность относительно этой налоговой проверки:
«Согласно акту налоговой проверки «Судоверфи Кострома» налоговая доначислила нам НДС. Алексей Смирнов его уже получил. Но они подготовили отписку, что ошибку свою признают. Очевидно, что тянут время, чтобы не начислили ещё большую сумму налогов. Бухгалтерию не во все проблемы посвящали. Я видела, что финансовые поступления были, но деньги людям не платились, а в июне уже и деньги от заказов идти перестали, так как пошли неисполнения контрактов».
Тем не менее нам стало известно, что и Гузанов и Смирнов уклонялись от получения этого акта налоговой проверки. Любой предприниматель знает, что, когда налоговая составляет свой акт, она должна под роспись его вручить плательщику. На документе директор должен написать, что он согласен или не согласен с его содержанием. Налоговая направляла акт по всем адресам Петра Гузанова, но везде «письмо счастья» возвращалось отправителю.
Алексей Гузанов (слева) и Алексей Смирнов
При нормальных условиях, когда действует цифровая подпись, налоговая отправляет налоговое уведомление онлайн, и считается, что акт проверки вручён.
В данном случае со стороны налоговой службы, по нашему мнению, велась какая-то игра, в иных обстоятельствах налоговая бы давно вручила акт проверки и доначислила налоговые платежи.
«Смирнов Алексей Владимирович – бывший сотрудник прокуратуры Костромской области, это ни для кого не секрет. Он вхож во многие высокие кабинеты в области и ведёт себя очень уверенно», - подтверждает наши догадки бухгалтер Светлана.
Совсем по-другому, жёсткому сценарию, поступила ранее налоговая служба с АО «Костромская верфь», когда доначислила налоги по результатам «работы» всё того же Петра Гузанова и подала на банкротство компании.
К сентябрю Гузанов переоформил цифровую подпись, но, как говорят наши источники, ключ от неё он уже не передавал бухгалтерии.
Осенью 2025 года ООО «Судоверфь Кострома» подало в Арбитражный суд Костромской области заявление о собственном банкротстве. Расценить такой шаг иначе как желание уйти от ответственности перед работниками, долгами перед бюджетом и прочими кредиторами очень трудно. А шансы людей получить свои долги по зарплате резко устремились к нулю.
В свою очередь у АО «Костромская верфь» сложилась сложная ситуация. Компании фактически приходится уговаривать сотрудников вернуться и работать с ними, но те, кто возвращается, по закону их просто невозможно взять на основное место работы, пока их не рассчитали и не уволили с предыдущей работы, а именно – из ООО «Судоверфь Кострома». Трудоустройство возможно только по совместительству. А на совместительстве режим вредного производства и соответствующих социальных гарантий не работает.
С учётом того, какие деньги за прошедший год заработали Алексей Смирнов и Петр Гузанов, а это больше 300 млн рублей, возникают вопросы: почему же этим «руководителям» не удалось рассчитаться с кредиторами, почему не были погашены все налоги и не выплачена зарплата сотрудникам? В законе есть такое понятие, как «преднамеренное банкротство» – когда должник, имея стабильный и достаточный доход, намеренно уводит предприятие в банкротство, чтобы избежать уплаты платежей в бюджет, работникам и кредиторам.
Уверены, что данная лазейка известна и сотрудникам налогового органа, которые в ближайшее время всё же займут активную позицию по взысканию с руководства ООО «Судоверфь Кострома» Петра Гузанова и Алексея Смирнова всех долгов перед бюджетом.
P.S.
Пока готовился этот материал, в официальном телеграм-канале Прокуратуры Костромы появилось сообщение, согласно которому против ООО «Судоверфь Кострома» и её директора возбуждено уголовное дело о невыплате заработной платы:
«Установлено, что руководитель компании с июня 2025 года по настоящее время, достоверно зная об имеющейся задолженности по заработной плате перед 91 работником предприятия на сумму более 13 млн рублей, не исполняет обязанность по оплате труда».
А пока мы, исходя из данных, которые были нами получены, в рамках закона о СМИ, отправляем журналистские запросы в областную налоговую службу и следственный комитет региона.
Продолжение следует…
