«Звать звали — быть не велели», или Почему такая шумиха вокруг поезда?
Минуя сотни тысяч километров, прямиком из Красноярского края, в столицу Сибири на прошлой неделе вновь прибыл нашумевший «Поезд Победы». Вокруг его пребывания в течение трех дней в областном центре разгорелись нешуточные страсти.
Мы были на месте утром в день прибытия. Перрон Новосибирска-Главного оживился с самого утра: высокопоставленные лица города, волонтеры, студенты вузов и колледжей, представители сферы медиа предвкушали грядущее событие.
За 40 минут — история подвига нашего народа
«Жизнь навсегда связала меня с железной дорогой. В свой первый рейс я отправилась весной 41-го года» — непринужденно начался рассказ юной машинистки паровоза Лидии. Наяву картина: весна, в купе поезда моряки задорно смеются с попутчицами, грибники и рыболовы, командиры сталинских соколов, беззаботные туристы. Никто из них не мог предугадать будущего.
Инсталляция «Поезда Победы» расположилась в движущемся составе, каждый вагон которого раскрывает этапы развития Второй мировой войны сквозь эмоции представленных экспонатов и мультимедийную атмосферу.
Погружение в историю начинается со знакомства с машинисткой состава (аудиогидом). Беспечность довоенного времени быстро сменяется страхом на лицах и картинами былого варварства в «Брестской крепости», «Электричке на фронт», «Окопах», «Концлагере».
Фото: Андрей Заржецкий
На проект в свое время было потрачено более 200 миллионов рублей, о чем свидетельствуют реестры закупочной деятельности. Интерактивная выставка стала завершающим этапом празднования в 2020 году юбилейной, 75-й годовщины Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Но поезд развивается во времени — конечно, становится дороже, но и масштабней. В 2023 году музей пополнился новым вагоном о военных трибуналах — Нюрнбергском, Токийском и Хабаровском, благодаря которым мир узнал о злодеяниях нацистской Германии и милитаристской Японии. И очевидно, что у проекта есть большое будущее и безграничное пространство для развития. Может быть, к нему подключатся и наши реконструкторы? Ведь наш военно-патриотический фестиваль «Сибирский огонь» — большое сообщество заинтересованных и талантливых людей.
Хорошо, но мало
За два дня более 1,5 тысячи горожан посетили выставку, всего ожидалось не менее трех тысяч. Это планово, то есть сколько поезд в состоянии принять по графику. Ведь это не залы музея, где могут одновременно находиться десятки человек. Вагон, как говорится, не резиновый, поэтому одна группа не превышает 12 человек и нужна регистрация на определенное время. Группы двигаются друг за другом с интервалом в пять минут. Одни вышли в тамбур, другие вошли. Экскурсия длится 40–45 минут. То есть за рабочий день состав из десяти вагонов мог пропустить совершенно четкий зрительский максимум — можете сами посчитать. И кстати, на один пригласительный взрослый билет можно провести с собой одного ребенка в возрасте до 17 лет включительно.
Фото: Андрей Заржецкий
Выставка вызвала общественный ажиотаж, кажется, даже больший, чем когда поезд приехал к нам впервые. Бесплатные пригласительные билеты на три дня разобрали в течение часа с момента открытия регистрации. И понятно, что недовольные остались: под публикациями на официальной странице проекта в социальной сети пользователи оставили возмущенные комментарии: «А мы не сможем посетить, потому что разобрали билеты за 28 минут на все три дня в Новосибирске!», «Да, очень жаль... Второй год не могу попасть к вам, билеты закончились почти моментально...», «Неужели нельзя организовать так, чтобы люди РЕАЛЬНО могли посетить выставку?! Как говорила бабушка моей подруги: «Звать звали — быть не велели», «Стоят ли впечатления столь мизерного количества человек тех денег, которые потратили на поезд и его путешествия по стране? Хотя бы увеличили сроки пребывания в городе…»
Выставочный формат, к которому многим стоит стремиться
Как бы то ни было, те, кому все-таки удалось посетить экспозицию «Поезда Победы», поделились с редакцией положительными впечатлениями о передвижной выставке.
Екатерина Гучек, начальник отдела молодежных медиа и связей с общественностью Агентства поддержки молодежных инициатив:
— Экспозиция, без преувеличения, уникальна и оставляет сильные впечатления. Что выделяет ее на фоне других, знакомых нам с детства? Эффект полного погружения, который не только дает возможность узнать огромное количество информации и систематизировать ее, но и позволяет испытать огромный спектр эмоций. Это работа большой команды авторов, создателей видео- и аудиоконтента, историков, скульпторов, реквизиторов — думаю, это действительно тот выставочный формат, к которому стоит стремиться. Такие проекты позволяют сохранить память о событиях, которые не должны повторяться, поэтому сложно переоценить социальный эффект. Хочется, чтобы с этой экспозицией познакомились особенно молодые жители региона.
Фото: Андрей Заржецкий
Галина Дутова, участник движения «Волонтёры Победы»:
— В 2021 году я приходила как посетитель, в этом году увидела заявку на «Добро.рф» и не раздумывая заполнила анкету. Поезд приехал обновленным: добавился новый вагон, в первой части которого рассказывается о войне на Востоке с японцами, вторая часть вагона — Нюрнбергский процесс. Это последние, аккордные точки нашей победы над фашизмом. Первой группой у меня сегодня были школьники, они говорят: «Мы зашли — прям слезы, думали, что это живые люди».
Никита Дорохов, студент Новосибирского колледжа автосервиса и дорожного хозяйства:
— Приехал на выставку от колледжа и был заинтересован в этом, так как давно не бывал в музеях, а особенно такого формата. Музей в поезде… Думал, что будет где-то в здании, как и все остальные. Очень нравится концепция Второй мировой войны, и я был поражен, насколько грамотно выставлены фигуры, свет и даже самые мелкие детали. В музей я пошел с превеликим удовольствием и вышел оттуда шокированным, даже мурашки по коже.
Олег Берестов, представитель медиацентра «Сибстрин TV»:
— Я уже побывал во многих подобных музеях, на передвижных выставках, побывал в Волгограде — там тоже подобные инсталляции, очень красиво, интересно и сильно проникаешься атмосферой, но там нет как такового аудирования. Просто показывают — «вот это вот тут достали, вот этим воевали» — и все. Здесь, благодаря звуку в наушниках, ты как будто бы переживаешь дни, о которых рассказывают в аудировании.
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области, в своем телеграм-канале в день приезда состава написал: «Гости выставки испытывают целый спектр эмоций от ее посещения. Экспозиция погружает в атмосферу военного времени, помогает осознать масштабы героизма и мужества, проявленные советским народом в условиях войны. Считаю проект крайне важным для сохранения исторический памяти о жертвах и подвиге тех, кто сражался на фронте и работал в тылу. Благодарю авторов идеи и создателей «Поезда Победы» за грандиозную работу и возможность прикоснуться к истории».
Эффект погружения
История оживает — это заслуга исключительно выставок и музеев? Творцы интерактивной истории, которых в народе принято называть реконструкторами, поделились с нами своим мнением.
Юрий Ермолаев, реконструктор, организатор военно-исторического фестиваля «Сибирский огонь»:
— В таких проектах, как недавняя передвижная выставка «Поезд Победы», нас часто приглашают участвовать. В этот раз — нет, а в прошлом году мы делали выставку макетов вооружения на привокзальной площади, были в форме, подготавливали зрителей к погружению в экспозицию. Мы готовы взаимодействовать: у нас живой рассказ, плюс среди нас много молодежи — посетители, старшеклассники, студенты слушают не запись, а повествование из уст ровесников. Это настраивает на более доверительное общение. Такой проект исторической реконструкции, как инсталляция «Поезд Победы», и наше направление — попытки достичь одного эффекта — погружения современного человека в исторический период, чтобы ощутить состояние, атмосферу. В совокупности эффект усиливается.
Анастасия Близнюк, основатель, руководитель Интегрального музея-квартиры новосибирского Академгородка, директор АНО КИЦ «Интеграл 2.0», лидер «Академбюро»:
— У нас проводится много мероприятий, связанных с историей науки, рассказами об ученых, но сейчас мы выиграли грант «Фронтовой путь сибирской науки» — мы дополняем историю ученых как людей науки еще и предысторией жизни в период «доакадемгородковский», когда многие из них были фронтовиками, воевали, прошли тяжелые годы Великой Отечественной войны либо работали на предприятиях оборонной промышленности. Мы, в принципе, давно работаем с этой темой. Мой муж занимается поисковым движением: Ленинградский фронт, Волховский фронт. Он реконструктор исторический военно-исследовательского клуба, который занимается Первой и Второй мировыми войнами.
Мы считаем, что локальная патриотика в Академгородке — это образ человека, который служит Отечеству силой своей мысли. Наша идентичность — это героизация образа ученого во всех аспектах.
Очень хорошо знаю «Поезд Победы», была на других проектах команды «Невский баталист». Эти ребята тоже из движения питерских реконструкторов, впервые сделали такую «победную» инсталляцию в Гавани Санкт-Петербурга. Залы были инсталлированы: последние дни перед Победой в Берлине, очень детализированно. Мы сейчас смотрим фильмы, где столько ошибок: то знак не на том уровне прикреплен, то награда не с той стороны, то погоны не соответствуют эпохе. А реконструкторы знают военную историю досконально, во всех деталях. Так вот, когда мы заходим в «Поезд Победы», видим — там все сделано идеально, с любовью и профессионализмом. Инсталляция вызывает восхищение. И мы только за участвовать в подобных проектах. Например, я могу взять гитару, петь фронтовые песни, можем взять патефон, пластинку — и вальс, фотографии старые.
Сейчас очень сложно найти площадку и недостаточно одного-нескольких дней, чтобы проникнуться атмосферой. Реконструкция же не кино, это не «там, за экраном», не под стеклом в музее. Прикасаешься к тому, что кровью ковалось, — к Победе и к вещам, которые настоящие герои держали в руках. Эти методики погружения и соприкосновения с памятью должны быть регулярной практикой, а не разовой по каким-то поводам.
СПРАВКАНюрнбергский процесс — суд над руководителями нацистской Германии, который начался в ноябре 1945 года и завершился в октябре 1946-го. Токийский процесс — суд над 29 японскими военными преступниками. Он продлился с мая 1946 по ноябрь 1948 года. Хабаровский процесс — суд над 25 военачальниками японской Квантунской армии, которых обвиняли в создании и применении бактериологического оружия. Суд проходил с 25 по 30 декабря 1949 года.