Добавить новость
ru24.net
«Мировое обозрение»
Январь
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

На Кёнигсберг! Штурм Восточно-Прусской «крепости»

Гаубицы М-30 64-го гвардейского артполка перед открытием огня по Кёнигсбергу


Общая ситуация


Наступлению армий Жукова и Конева на главном стратегическом направлении – варшавско-берлинском (На Берлин!), особенно большую помощь оказали действия советских войск в Восточно-Прусской операции. При этом войска 3-го и 2-го Белорусских фронтов также решали задачу стратегического масштаба.



Восточная Пруссия – древнерусская земля, где жили племена пруссов-поруссов, некогда была захвачена крестоносцами. Покорена огнём и мечом. Порусские племена (бывшие частью суперэтноса русов) были частью вырезаны, частью вытеснены на восток, частью онемечены.

Восточная Пруссия стала ядром сначала Второго рейха, а затем и Третьего. Этот стратегический плацдарм гитлеровцы использовали в 1939 и 1941 гг., когда начали войну против Польши и СССР. В 1944 г. Пруссия стала рассматриваться как огромный укрепрайон для обороны восточного фланга гитлеровской империи. Здесь были подготовлены и усовершенствованы в инженерном отношении оборонительные районы, глубоко эшелонированные оборонительные полосы и рубежи.

Подготовлены к обороне старые крепости и бастионы. Умело использовались и природные рубежи, в частности Мазурские болота. Возможности наступающих ухудшал тот факт, что левый, приморский фланг нельзя было обойти.

С октября 1944 г., когда вторжение Красной Армии в Пруссию стало реальностью, немецкие власти мобилизовали тысячи местных жителей на рытьё траншей и противотанковых рвов. При строительстве укреплений использовали выгодные естественные рубежи, каналы, реки, озёра, прочные каменные сооружения поселений. Всё это было связано развитой сетью железных и шоссейных дорог.


Жители Тильзита (ныне город Советск Калининградской области) работают на строительстве противотанкового рва вблизи города. Осень 1944 г.

Генерал Эрхард Раус, командующий 3-й танковой армии, отмечал:

«Все люди были направлены на рытье окопов и орудийных позиций. Всего гражданские строители построили в Восточной Пруссии 12 основных оборонительных линий и запасных позиций, которые были очень хорошо оборудованы. Вероятно, самой интересной выдумкой стали импровизированные пулеметные точки, которые были очень практичными и простыми. Они состояли из двух бетонных труб. Одна стояла вертикально и служила для размещения пулемета, а вторая лежала горизонтально и соединялась с основанием первой. Она служила для укрытия пулеметчиков. Эта импровизация оказалась хорошим укрытием от советских танков, ее строили за минимальное время, ее было легко перевозить на машинах, и она была очень эффективной. Кроме этих оборонительных позиций, поперек всех дорог были вырыты длинные противотанковые рвы. Вдоль дорог рылись окопы, во всех важнейших точках сооружались противотанковые и пулеметные гнезда. Вокруг каждой деревни и фермы готовились позиции для круговой обороны.»
Восточная Пруссия имела важное значение как центр военной промышленности, основной продовольственный район Германии. Здесь находились крупные предприятия военной, судостроительной, машиностроительной промышленности, которые снабжали вермахт оружием и боеприпасами. Пруссия располагала крупными людскими ресурсами. Через неё шли коммуникации в Померанию и на Берлин. Здесь находились важные порты и базы ВМС, через которые поддерживалась морская связь с группой армий «Север» в Курляндии.


Ополченцы фольксштурма из Восточной Пруссии отмечают праздник Рождества


Ополченец фольксштурма из Восточной Пруссии с письмом из дома у рождественской ёлки. На руке он держит противотанковый гранатомёт «Фаустпатрон». Пропагандистская фотография, сделанная ещё до наступления праздника. Снимок публиковался в газете «Das 12 Uhr Blatt» от 23.12.1944 года

Восточно-Прусская крепость


Германская группа армий «Центр» (4-я танковая, 4-я и 2-я полевые армии), отброшенная в ходе предшествующих боёв к Балтийскому морю, занимала оборону на фронте в 555 км, от устья Немана до Вислы (севернее Варшавы). В её составе были 41 дивизии и много отдельных батальонов, специальных подразделений. Включая части фольксштурма.

Всего в распоряжении командующего группой армий «Центр» (с 26 января 1945 г. переименована в группу армий «Север») Георга Рейнхардта было 580 тыс. солдат и офицеров, 200 тыс. ополченцев, 8200 орудий и миномётов, 700 танков и САУ, более 500 самолётов. С моря сухопутные войска поддерживали ВМС.

В резерве группы армий находились танковый корпус «Великая Германия», парашютно-танковый корпус «Герман Геринг», танково-гренадерская дивизия «Бранденбург», 5-я и 7-я танковые, 18-я танково-гренадерская и 23-я пехотная дивизии, 10-я самокатно-истребительная бригада.

Глубина обороны немецких войск доходила до 150-200 км. В глубине размещались укреплённые районы (УР). Три из них: Ильменхорстский, Летценский и Хайльсбергский — прикрывали подступы к Кёнигсбергу с востока, юго-востока и юга. Наиболее мощным был Хайльсбергский УР, в котором насчитывалось 911 долговременных огневых точек (дот) с плотностью на отдельных участках до 10-12 единиц на 1 км. В оборону было включено 13 старинных крепостей. Города Гумбиннен, Инстербург, Тильзит, Велау, Кёнигсберг, Даркемен, Летцен, Млава, Цеханув, Хайльсберг и другие были превращены в мощные узлы сопротивления. Особенно мощные укрепления имел сам Кёнигсберг. В итоге практически вся область была превращена в огромную крепость.

Восточно-прусская группировка вермахта была вполне боеспособной, обладала высоким боевым духом. Многие офицеры и солдаты были уроженцами Восточной Пруссии и собирались драться до конца. Гитлеровская пропаганда рисовала страшные картины русского вторжения и оккупации. Военные и нацисты готовили народ к смертельной схватке.


Немецкие солдаты и ЗСУ Sd.Kfz. 251/17 на марше в Восточной Пруссии

Восточная Пруссия была необходима не только для обороны Третьего рейха, но и как возможный плацдарм для контрудара по 2-му и 1-му Белорусским фронтам. Немецкая группировка на севере нависала над советскими войсками на центральном направлении, что позволяло создать угрозу флангового удара по Красной Армии.

Также германская Ставка сохраняла плацдарм в Курляндии, чтобы сковать войска Прибалтийских фронтов. Германские генералы предлагали Гитлеру эвакуировать группу армий «Север» из Латвии, чтобы усилить оборону Пруссии и иметь в резерве больше соединений. Однако фюрер отказался выводить войска.

Гитлер требовал сражаться до последней капли крови:

«Каждый бункер, каждый квартал немецкого города и каждая деревня должны превратиться в крепость, у которой противник либо истечет кровью, либо гарнизон этой крепости в рукопашном бою погибнет под ее развалинами.»

Ополченцы фольксштурма в окопе на учениях в Восточной Пруссии. Ополченцы вооружены 8-мм винтовками Manlicher M1895. Ноябрь 1944 г.

Советские силы


К проведению Восточно-Прусской операции привлекались войска 3-го и 2-го Белорусских фронтов при поддержке Балтфлота. Советские войска должны были отрезать восточно-прусскую группировку от остальных сил вермахта, прижать её к морю и одновременно нанести с востока глубокий фронтальный удар на Кёнигсберг, расчленить и уничтожить группу армий «Центр».

3-й Белорусский фронт генерала Черняховского наносил удар севернее Мазурских болот на Велау – Кёнигсберг. 2-й Белорусский фронт маршала Рокоссовского наступал вдоль южной границы Восточной Пруссии, обходя Мазурские болота и укреплённые районы, с выходом к Балтике через Мариенбург и Эльбинг. Балтийский флот адмирала Трибуца поддерживал наступление на приморском фланге.

Советские войска имели подавляющее превосходство в силах и средствах: 1,6 млн человек, более 21 тыс. орудий и миномётов (калибра 76 мм и выше), 3800 танков и САУ, свыше 3 тыс. самолётов.


Начало операции


13 января 1945 г. в наступление перешли войска 3-го Белорусского фронта, 14 января – войска 2-го Белорусского фронта.

Ударная группировка 3-го БФ (4 армии и 2 танковых корпуса) на первом этапе должна была разгромить тильзитско-инстербургскую группировку противника. В первом эшелоне наступали 39-я, 5-я и 28-я армии Людникова, Крылова и Лучинского, усиленные артиллерийскими дивизиями прорыва, 1-й танковый и 2-й гвардейский танковый корпуса, во втором эшелоне была 11-я гвардейская армия Галицкого. На тильзитским направлении наступление поддерживала 43-я армия Белобородова, её 19 января передали из состава 1-го Прибалтийского фронта в 3-й БФ.

На правом фланге на Даркемен наступала 2-я гвардейская армия Чанчибадзе. 31-я армия Шафранова держала позиции от Голдапа до Августова. С воздуха сухопутные силы поддерживали 1-я и 3-я воздушные армии.

Непосредственно перед войсками 3-го БФ в полосе общей протяжённостью 170 километров от Сударги на Немане до Августова стояли в готовности 15 дивизий из состава 3-й танковой армии генерала Рауса и 4-й армии генерала Фридриха Госсбаха – 9-й и 26-й армейские, 41-й танковый корпуса, парашютно-танковый корпус «Герман Геринг» и 5-я танковая дивизия.

Главная полоса немецкой обороны имела две укреплённые позиции глубиной до 10 километров. В 30-40 километрах от главной полосы располагался Ильменхорстский укрепрайон, состоявший из трёх полос полевого типа. Ближние подступы к Кёнигсбергу с востока и юго-востока защищала долговременная укреплённая позиция Хейльсбергского укрепрайона.

Всего на кёнигсбергском направлении гитлеровцами было создано девять оборонительных рубежей, находившихся в 12-15 километрах один от другого. Советским войскам светила перспектива прогрызать их поочерёдно без надежды выйти на оперативный простор. Поэтому ломать немецкую оборону следовало исключительно решительно, беспрерывно, высокими темпами, не позволяя противнику отойти на промежуточные рубежи и закрепиться на них.

Немцы были готовы к удару, внезапности не было. Немецкие ВВС и радиоразведка обнаружили масштабную подготовку Красной Армии к наступлению. Поэтому вечером 12 января, получив сведения о выдвижении советских войск в исходные районы для атаки, Раус приказал, оставив боевое охранение, эвакуировать первые две линии траншей.

Сильный туман помешал артиллерийской подготовке и действиям авиации. Неблагоприятные погодные условия сохранялись несколько дней. Поэтому эффективность артиллерии и авиации была низкой. К тому же силы немцев переоценивали, готовились к поэтапному прорыву обороны противника. В итоге с ходу прорвать оборону противника не вышло, её пришлось «прогрызать».


Советские солдаты в бою на подступах к Гумбиннену. 3-й Белорусский фронт. Январь 1945 г.


Подбитый танк Т-34-85 из состава 2-го гвардейского танкового корпуса на территории железнодорожного вокзала в Гумбиннене (ныне город Гусев в Калининградской области)

Участник штурма генерал Галицкий писал:

«Сохранились огневая система и система управления противника. Его хорошо укрытая во второй и третьей траншеях пехота не понесла серьёзных потерь. Всё это позволило немцам оказывать упорное сопротивление. Войскам первого эшелона фронта пришлось медленно «прогрызать» оборону противника.»
Только 18 января войска Черняховского смогли прорвать оборону противника в полосе до 65 км и в глубину на 30-40 км. 19 января вступили в бой войска второго эшелона – 11-я гвардейская армия. К этому времени улучшились погодные условия, активно подключилась авиация.

19 января наши войска вошли в Тильзит, 21-22 января пали Гумбиннен и Инстербург, затем пал Велау. Русские вышли на ближние подступы к Кёнигсбергу. Однако разгромить немецкую группировку не удалось. Основные силы немецких 3-й танковой и 4-й полевой армий отошли на рубеж рек Дайме и Алле, на позиции Хайльсбергского укрепрайона, а затем и на Зеландский полуостров севернее Кёнигсберга.


Красноармейцы на улице взятого немецкого города Тильзит. Тильзит был взят Красной Армией после мощной артиллерийской подготовки 20 января 1945 года


Подразделение советских сапёров идёт по улице горящего немецкого города Инстербург в Восточной Пруссии. 3-й Белорусский фронт. Город Инстербург (ныне — Черняховск Калининградской области РФ) был взят советскими войсками 21-22 января 1945 года. Солдаты вооружены пистолетами-пулемётами ППШ и самодельными щупами для обнаружения мин


Пленные немецкие ополченцы из фольксштурма на улице взятого частями 11-й гвардейской армии Инстербурга. Пленные стоят возле сгоревшего отеля «Монополь»

Прорыв к морю


2-й Белорусский фронт первоначально имел задачу наступать на северо-запад, осуществляя тесное взаимодействие с 1-м Белорусским фронтом, наступавшим на варшавском направлении. 65-я и 70-я армии Батова и Попова, 1-й гвардейский танковый корпус наступали с Сероцкого плацдарма на стыке двух фронтов, прикрывая северный фланг 1-го БФ.

Главный удар Рокоссовский наносил с Ружанского плацдарма на реке Нарев силами 3-й, 48-й, 2-й ударной и 5-й гвардейской танковой армий. Прорвав оборону противника на 18-километровом участке, они должны были наступать на Млаву, Мариенбург, обходя с юга Алленштейнский и Летценский укреплённые районы. Для расширения прорыва к северу 3-я армия Горбатова получила задачу нанести удар на Алленштейн. В том же направлении предполагалось ввести резерв фронта – 3-й гвардейский кавалерийский корпус, который должен был перерезать противнику основные пути отхода на запад. 49-я армия генерал-лейтенанта Гришина, находившаяся во втором эшелоне, имела задачу главными силами перейти в наступление на Мышинец, используя прорыв в полосе 3-й армии.

На 50-ю армию Болдина возлагалась оборона участка фронта от Августова до Новогруда.


Танк ИС-2 во главе автомобильной колонны на улице города Млава. Город был освобождён 19 января 1945 г.

Наступление начали полуторачасовой артиллерийской подготовкой с плотностью от 180 до 300 орудий и миномётов на километр фронта. Боеприпасов было приказано не жалеть. Как вспоминает генерал армии Батов, командовавший 65-й армией:

«Еще когда обсуждался план артиллерийской подготовки, генерал-полковник А. К. Сокольский сказал: «Снарядов получите столько, сколько сможете вывезти». Такой щедрости мы до сих пор не знали… Небывалый по силе огневой удар был особенностью январского наступления (мы имели артиллерийский корпус прорыва и девять отдельных пушечных полков).»
Ещё больше артиллерии, по свидетельству маршала артиллерии К. П. Казакова, получили во 2-й ударной:

«В оперативное подчинение армии поступил 8-й артиллерийский корпус прорыва в составе 1-й и 23-й артиллерийских дивизий, затем еще три дивизии – 26-я артиллерийская, 4-я гвардейская минометная и 47-я зенитно-артиллерийская. К началу января мы кроме штатной армейской, корпусной и дивизионной артиллерии располагали еще 18 артиллерийскими, минометными и гвардейскими минометными бригадами. Шесть артиллерийских бригад имели на вооружении тяжелые орудия и орудия большой мощности, а одна минометная бригада – новые 160-мм минометы… На участке прорыва 381-й дивизии плотность артиллерии была наивысшей из тех, что я знал за всю войну, – 468 стволов.»
Мощная поддержка была и с воздуха. Самолёты 4-й воздушной армии (14 авиационных дивизий и 4 отдельных полка – более 1500 боевых самолётов) генерал-полковника Вершинина в первый день наступления должны были совершить 1400 вылетов. Только для непосредственной поддержки войск 48-й и 2-й ударной армий было выделено четыре штурмовые авиационные дивизии – почти 400 самолётов, подготовленных в восемь эшелонов.


Пехота при поддержке танков Т-34-85 атакует противника в Восточной Пруссии. 2-й Белорусский фронт. Январь 1945 г.

14-16 января войска Рокоссовского прорывали оборону противника от Ломжи до устья реки Нарев. Утром 17-го в прорыв была введена 5-я гвардейская танковая армия Вольского, которая пошла на Мариенбург. На Алленштейн шёл 3-й гвардейский кавалерийский корпус генерала Осликовского.

20 января, когда войска Рокоссовского уже подходили к Висле, советская Ставка, чтобы ускорить разгром восточно-прусской группировки противника, повернула ударную группировку 2-го БФ (3-я, 48-я, 2-я ударная и 5-я гвардейская танковая армии) на север и северо-восток.

«Совершив поворот на север и северо-восток, – вспоминал Рокоссовский, – мы довольно быстро продвигались к морю.»
20 января войска 3-й армии пересекли польскую границу и вступили на территорию Восточной Пруссии. Они с боем прорвались через укреплённый район. Успешно наступали части 48-й армии, обходя узлы обороны противника. Кавалерия Осликовского 22 января ворвалась в Алленштейн. Оборона немецкого Алленштейнского укрепрайона рухнула.


Офицеры Красной Армии принимают капитуляцию гарнизона в городе Алленштейн в Восточной Пруссии (в настоящее время город Ольштын в Польше). 22 января 1945 г.

Танкисты Вольского 26 января вышли к заливу Фришес-Хафф в районе Толькемито и блокировали Эльбинг. Одновременно 2-я ударная армия Федюнинского вышла к Эльбингу, на подступы к Мариенбургу, к Висле и захватила плацдарм на правом берегу реки. В район Мариенбурга и Эльбинга вышли и части 48-й армии.

В результате основная часть группы армий «Центр» была отрезана от главных сил вермахта и лишилась сухопутной связи с центральной частью рейха.


Бойцы РККА на марше в наступлении на Кёнигсберг. Солдаты стоят и сидят на станинах 76,2-мм дивизионного орудия ЗИС-3, буксируемого на конной тяге. Январь 1945 г.


Подразделение советских САУ СУ-76М на марше под Кёнигсбергом. Справа идёт танк Т-34

Продолжение следует…



Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Анна Калинская

Калинская: Я очень ждала Australian Open, но подхватила какой-то вирус






СК предъявил обвинение подозреваемому в попытке напасть на школу в Реутове

Художники помогли «законсервировать» дореволюционные здания в Прокопьевке

В МИД РФ удивлены сдержанной реакцией Дании на заявления Трампа по Гренландии

Басманный суд рассмотрит арест Точиева по делу об убийстве Игоря Кириллова