Суда снабжения Кригсмарине, дело «Альтмарка». Пленные британские моряки
27 сентября «Альтмарк» и «Адмирал граф Шпее» расстались, крейсер отправился на охоту к берегам Бразилии, следующее рандеву было намечено на 14 октября. Для введения в заблуждение встречных судов надписи на борту «карманного» линкора были заменены на «Адмирал Шеер» (позднее на «Дойчланд»).
Охота германского рейдера шла успешно, 30 сентября первой добычей стал британский пароход «Clement». В течение следующих десяти дней к нему добавились еще три судна. Размещение десятков торговых моряков на борту «Адмирала графа Шпее» стало серьезной проблемой. Численность экипажа крейсера и так значительно превышала штатную, в частности из-за наличия призовых команд, и там ощущалась острая нехватка жилых помещений, многим морякам приходилось спать в коридорах и других, явно не предназначенных для этого, местах.
Поэтому было решено разместить пленных на борту «Альтмарка», а их охрану возложить на уже находившихся на его борту военных моряков. По мнению же автора, моряки потопленных или захваченных судов не могут иметь статус военнопленных, так как они не являлись комбатантами, а скорее могут считаться интернированными. Не уверен, что в данном случае этот термин применим.
Доставка моряков с потопленных судов с «Адмирала граф Шпее» на борт «Альтмарка»
Размещение пленных моряков на борту «Альтмарка» (сверху вниз):
1. Место для курения
2. Помещение офицеров
3. Помещение для личной гигиены
4, 5 - Помещения для рядового состава
Естественно, прием на борт «Альтмарка» значительного числа пленных моряков создал немало проблем, в первую очередь напряженная ситуация сложилась с запасами пресной воды и продовольствия. Моряков-европейцев разместили в носовых помещениях, использовавшихся раньше в качестве кладовых боеприпасов, а отдельно от них около семидесяти ласкаров (индийцев), служивших на британских судах в основном в качестве кочегаров и явно не испытывавших особой приязни к своим британским «коллегам». Часть пленных (около 60 человек) позднее разместили и в корме.
Жили моряки с потопленных судов по строгому расписанию:
07:00 — подъем, утренний туалет; 07:45 — завтрак; 08:30 — 09:15 — прогулка на открытой палубе; 11:30 — обед; 14:30 — 15:00 — прогулка; 17:30 — вечерний чай; 21:00 — отбой. Ежедневно проводился медицинский осмотр судовым врачом «Альтмарка».
Ласкары на палубе «Альтмарка»
Пленные моряки однозначно отмечали гуманное обращение со стороны немцев на борту «Адмирала графа Шпее» и «Альтмарка», сносное питание и хорошее медицинское обслуживание, включающее и ежедневный осмотр, насколько это позволяли ограниченные запасы и возможности. Однако многие моряки обижались, что чай им подавался без молока (!) Ни один из членов экипажей потопленных судов не погиб. За конфискованные у британцев вещи, такие как секстанты, навигационные карты, выдавались расписки. А единственное жесткое наказание (трое суток в одиночке на хлебе и воде) налагалось за курение в неположенном месте — а ведь это судно было настоящей пороховой бочкой, заполненной топливом и боеприпасами. Зато для курения в разрешенном месте раз в два дня выдавался коробок спичек (при этом из-за нехватки табака использовали даже джут из мешковины).
Доказательством признательности может служить надпись на венке, возложенном моряками, освобожденными с «Адмирала графа Шпее» в Монтевидео, на могилу погибшим в сражении у устья Ла-Платы тридцати шести немецким морякам: «Памяти храбрых моряков от их товарищей из Британского торгового флота».
26 ноября произошла очередная встреча рейдера с танкером. На «Адмирал» передали топливо и другие запасы, а также часть пленных капитанов и офицеров.
6 декабря состоялось последнее рандеву «Адмирала графа Шпее» с его судном снабжения, при этом на «Альтмарк» была передана очередная партия моряков с двух потопленных торговых судов. Теперь их число достигло 299 человек, включая 55 офицеров. Исходя из этого, рацион пищи, воды для мытья и моющих средств был урезан. Часть пленных офицеров по-прежнему оставались на борту крейсера.
Крейсерство «Адмирала графа Шпее» (синяя линия, синей пунктирной линией обозначен район рандеву с «Альтмарком»)
На следующий день затерявшиеся в океане частички Германии расстались навсегда. 13 декабря на подходах к устью реки Ла-Плата «Адмирал граф Шпее» вступил в бой с тремя британскими крейсерами. Получив тяжелые повреждения, зашел для ремонта в уругвайский порт Монтевидео, на рейде которого 17 декабря был затоплен экипажем. Экипаж был интернирован в Аргентине. 20 декабря капитан цур зее Ганс Лангсдорф, следуя морским традициям, застрелился в отеле в Буэнос-Айресе, завернувшись в военно-морской флаг.
«Адмирал граф Шпее» после подрыва экипажем на внешнем рейде Монтевидео, 17 декабря 1939 г.
Похороны погибших моряков «Адмирала графа Шпее», Монтевидео
Могила Г. Лангсдорфа в Буэнос-Айресе
16 декабря оставшийся в одиночестве «Альтмарк» снова сменил свое название и стал «норвежцем» «Haugesund». Судно также перекрасили в другие цвета, с помощью брезентовых конструкций несколько изменили внешний вид танкера. Это было вызвано тем, что освобожденные в Монтевидео моряки британских торговых судов (27 человек) могли сообщить о лже-«Sogne».
Теперь танкеру предстоял долгий и полный опасностей путь домой. Тем временем Уинстон Черчилль отдал приказ прочесать всю Атлантику в его поисках. Поэтому «Альтмарк» хранил радиомолчание, и ни командование Кригсмарине, ни близкие членов экипажа ничего не знали о его судьбе.
Интересным свидетельством дальнейших событий является дневник одного из помощников капитана британского судна, который велся на бланках его банковской чековой книжки. Особо предприимчивые британцы вполне серьезно вознамерились сообщить о своем местонахождении с помощью выброшенной за борт с очередной партией бочек с фекалиями банки с запиской, как и положено в старых пиратских романах. Использованная банка от какао с британским флажком была усмотрена бдительными сигнальщиками и изловлена. В наказание все британцы на двое суток были лишены прогулки на свежем воздухе и чая.
Прогулка пленных моряков на палубе «Альтмарка»
До 24 января следующего года осиротевший «Альтмарк» медленно кружил в центральной части Южной Атлантики между 45 и 50 градусами южной широты, спасаясь от возможной погони и ожидая указаний от руководства. Но самым главным обстоятельством было то, что старший механик Schleusner настоятельно требовал возможности для проведения ремонта изрядно износившихся за почти полугодовое плавание главных двигателей.
Принимая во внимание погоду в «ревущих сороковых», сложность конструкции, вес и размеры деталей четырех дизелей двойного действия, подобный ремонт был довольно трудной задачей. Автор статьи, будучи судовым механиком с 50-летним стажем, такой опыт в этом районе имел, хотя, к счастью, в намного меньших объемах!
Естественно, общий для всех находившихся на борту «Альтмарка» праздник Рождества обе стороны отметили, по мере их возможностей, торжественно. Даже британцы из швабры и других подручных средств соорудили в их месте заключения некое подобие праздничной елки.
А через несколько дней после праздников состоялась попытка мятежа заключенных с целью захвата судна. Подкупленный золотой монетой индиец открыл запоры одной из дверей носовых помещений, и группа британцев попыталась вырваться наружу. Увы, немецкая вахта не дремала, и мятеж быстро и бескровно подавили струями холодной воды из пожарных стволов.
«Альтмарк» в Южной Атлантике, декабрь 1939 — январь 1940
24 января 1940 года «Альтмарк» со скоростью 15-19 узлов двинулся на север. На конечном участке перехода предполагалось пройти между Исландией и Фарерскими островами, а затем вдоль южного побережья Норвегии в Германию. Ночью 10 февраля, когда судно находилось к югу от Исландии, сигнальщики заметили в двух-трех милях силуэт большого военного корабля. Капитан Дау отдал приказ приготовиться к затоплению и поджогу «Альтмарка» и освобождению заключенных. Однако корабль сменил курс и начал удаляться к огромному облегчению немцев.
Маршрут «Альтмарка»
Ко времени подхода к норвежским берегам судно вернуло свой первоначальный образ и название, было демонтировано и укрыто от чужих глаз артиллерийское вооружение. «Альтмарк» нес Reichsdienstflagge (государственный служебный флаг) — такой флаг несли суда, принадлежавшие государству, но не имеющие право поднимать военно-морской флаг (Reichskriegsflagge). Согласно действующему и в настоящее время морскому праву, они классифицировались как «государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях».
Reichsdienstflagge
10 апреля 1926 г. в Брюсселе была подписана Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных судов. В конференции по разработке этой Конвенции принимали участие Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Мексика, Норвегия, Польша, Румыния, Франция, Швеция, Югославия, Япония. Конвенция (и Протокол к ней 1934 г.) вступила в силу в 1937 году.
Статья 3 указанной Конвенции определяет суда, которые пользуются иммунитетом, используя два способа: во-первых, устанавливает общий критерий: осуществление государственными судами правительственной некоммерческой службы; во-вторых, содержит перечень судов, изъятых из сферы ее действия. В этот перечень входят: военные суда, государственные яхты, патрульные, санитарные, вспомогательные, снабженческие суда, а также иные суда, принадлежащие или эксплуатируемые государством и используемые им на правительственной некоммерческой службе во время возникновения права требования. Указанные суда не подлежат конфискации, аресту или задержанию в рамках любой правовой процедуры, а также не могут быть объектом никакого судебного разбирательства.
Подобным правом воспользовался в ноябре 1939 года однотипный «Альтмарку» танкер «Вестервальд» при прохождении через норвежские территориальные воды под Reichsdienstflagge. Это судно с 22 августа до 12 ноября 1939 года обеспечивало деятельность «карманного линкора» «Deutschland», находясь в Северной Атлантике.
Около четырех часов утра 14 февраля 1940 года «Альтмарк» вошел, пользуясь правом мирного прохода, в территориальные воды Норвегии к северу от Трондхеймсфьорда. Перед этим он был обнаружен тремя британскими самолетами Lockheed Hudson Mk II.
Британское правительство потребовало у норвежских властей задержать «Альтмарк» под предлогом того, что на его борту находятся британские граждане, хотя каких-либо международных соглашений, запрещавших перевозку военнопленных через нейтральные воды, не существовало.
Под нажимом англичан норвежцы 15 февраля провели три досмотра германского судна, хотя подобные действия противоречили статусу «Альтмарка» как «государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях».
Досмотры были проведены экипажами миноносцев «Trygg» у острова Линесёй (Linesøy) и «Snøgg» в Согнефьорде, а затем при проходе Хьелтефьорда адмиралом Карстеном Танк-Нильсеном и экипажем эсминца «Garm». Чего-либо подозрительного норвежцы не обнаружили (или обнаружить не пожелали), и «Альтмарку» разрешили следовать дальше. Немецкое судно шло в сопровождении норвежских военных кораблей и с местным лоцманом на борту.
Еще вечером 14 февраля британский флот начал Operation D.T., целью которой был перехват «Альтмарка». Из Росайта вышло соединение кораблей в составе пяти эсминцев 4-й флотилии под командованием капитана 1-го ранга Филипа Л. Вайэна (Philip Louis Vian) и легкого крейсера «Arethusa» со специальными абордажными партиями на борту.
Капитан 1 ранга Филип Л. Вайэн (Philip Louis Vian), 1942 г.
Во второй половине дня 16 февраля, когда «Альтмарк» следовал к югу от Ставангера в сопровождении патрульного корабля «Firern», его вновь обнаружил британский самолет в двух милях от норвежского побережья.
В 13:50 того же дня «Альтмарк», идущий в сопровождении норвежского военного корабля и гидросамолета в миле от берега, был замечен и правильно идентифицирован с крейсера “Arethusa”. Световыми и флажными сигналами англичане потребовали у экипажа танкера следовать на запад, то есть за пределы территориальных вод, на что Дау не отреагировал.
Уинстон Черчилль, бывший в то время Первым лордом Адмиралтейства, отдал приказ, невзирая на нейтралитет Норвегии, захватить «Альтмарк», освободить пленных, а при попытке норвежских кораблей оказать противодействие применить против них оружие.
На перехват «Альтмарка» направили два эсминца, которые вошли в территориальные воды и после предупредительного выстрела, несмотря на протесты с норвежского корабля, попытались взять немецкое судно на абордаж. Удачным маневром «Альтмарку» удалось уклониться, и он направился к входу в Jøssingfjord, преследуемый британскими эсминцами. При этом попытки «Альтмарка» связаться с местными властями подавлялись средствами РЭБ крейсера противника.
«Альтмарк» в Jøssingfjord